Конспект урока литературного чтения во 2 классе посвящен изучению рассказа Константина Георгиевича Паустовского "Барсучий нос".
Урок направлен на формирование у младших школьников первичных навыков идейно-смыслового анализа художественного текста, развитие читательской культуры и воспитание бережного отношения к природе и животным.
Цель уока: организация деятельности обучающихся по формированию первичных умений по идейно-смысловому анализу произведения К.Г. Паустовского "Барсучий нос".
Задачи:
Оборудование: презентация, аудио рассказа, карточки с заданиями, наглядный материал.
- Здравствуйте ребята! Предлагаю наше занятие начать с игры "Привет, сосед!"
- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и с улыбкой произнесите слова: Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил
Всем улыбки сегодня дарил!
- Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.
- Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, готовы рассуждать и участвовать в занятии.
- Сегодня мы будем с удовольствием работать на уроке, узнаем много интересного и полезного.
- Нас с вами ждет увлекательный урок. Я очень надеюсь на вашу активность.
- Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (Ответы учащихся)
- Верно, на прошлом уроке вы изучали рассказ Валентины Осеевой "Почему".
- Все помнят, о чем он? Кто сможет напомнить нам?
- Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Ваша задача если вы услышите неверное утверждение, то встаете, а если оно верное, то сидите на своих местах.
- Ребята, кто справился с этим заданием и не допустил ошибок покажите мне палец вверх, а кто допустил ошибку, то палец вниз.
- Вы большие молодцы, справились с непростым заданием.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать произведения про братьев наших меньших.
- Сегодня на урок к нам пришло письмо, но от кого здесь не написано. Давайте посмотрим, что внутри письма.
"Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать".
- Кто сможет объяснить значение этих слов?
- Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Читая, мы узнаем новое для себя, учимся.
- Хотите узнать, кто отправил это письмо? (Да)
- Для этого вам необходимо в парах расшифровать текст и отгадать фамилию автора.
1 2 4 3 5 6 8 7 9 11 10
П а с у т о с в к й и
ПАУСТОВСКИЙ
- Верно, ребята это писатель Константин Георгиевич Паустовский. Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством.
- Ребята, смотрите, в письме есть еще что-то. Давайте посмотрим, что там.
- Автор в письме пишет, что к нам на урок пришел необычный гость. А чтобы узнать, что за гость к нам пришел, нужно отгадать загадку.
Он идет неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный... (Барсук)
- Верно, это барсук. Сегодня в гости к нам пришел барсук.
- Как вы думаете, как связан барсук с темой нашего урока? Кто догадался, какая тема урока?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Константина Паустовского "Барсучий нос".
- Для того, чтобы начать изучать новую тему, что нам нужно для этого поставить цель урока.
- Цель урока: Чему учит рассказ К.Г. Паустовского: "Барсучий нос"?
- Для достижения нашей цели необходимо составить план. Но все наши пункты плана перепутались, давайте исправим его.
План:
- Вот все наши задачи на этот урок, которые мы должны выполнить. Не будем медлить, приступаем к работе!
- Но перед тем, как приступить к изучению новой темы предлагаю немного отдохнуть.
Зайке холодно сидеть, (присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (прыжки на месте)
Прыгать зайка очень рад
Он подпрыгнул десять раз.
- Молодцы! Надеюсь, вы хорошо размялись, можете садиться. Ставят цель урока с помощью учителя
- Итак, первый пункт. Мы должны познакомиться с автором.
Биография писателя
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного служащего. Константин переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну.
В годы Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом. Награжден орденом Ленина и другими орденами и медалями. Его рассказы учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, быть добрым и честным. Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.
С произведениями К.Г. Паустовского вы можете ознакомиться на слайде.
Всю свою любовь писатель посвятил трем темам: людям, искусству и природе.
- Ребята, вы выполнили первый пункт плана, а это значит, что нужно его отметить, кто хочет отметить галочкой.
- Прежде чем прослушать рассказ, давайте познакомимся с трудными словами тексте.
Ребята, давайте все вместе прочитаем вслух еще раз эти слова с различной интонацией.
- Откройте ваши учебники на стр. 34. Сейчас я включу аудиозапись этого рассказа, а вы очень внимательно слушайте и следите.
- Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.
- Вы внимательно прослушали рассказ. Какие чувства у вас возникли после прослушанного?
- Какую картину вы представили перед собой?
- В какое время года происходит действие рассказа? (осенью, так как в первых же строках упоминается о желтых листьях; и дальше по тексту упоминается время года - осень)
- Где происходит действие рассказа? (на стоянке на берегу реки)
- Какие рыбы водились в озере? (плотва, окуни и ерши)
- Кто является главным героем рассказа?
- Почему барсук не побоялся людей? (потому что он был, по всей видимости, голоден, а голод, как говорится, не тетка)
- Почему барсук напугал всех зверей в лесу? (барсук сильно обжег нос и с воплями носился по лесу)
- Зачем барсук засунул свой нос в пень? (он таким образом лечил его в холодной и влажной трухе пня)
- Что осталось у барсука на память о том несчастном случае? (у барсука остался шрам на носу)
- Ребята, вы прошли таким образом 2 пункта плана, давайте отметим галочкой.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. У вас на столах лежат карточки. Ваша задача соединить слово с его значением.
- Давайте проверим свои работы.
- У кого нет ошибок похлопайте, у кого есть ошибки потопайте.
- Вы отлично справились с заданием!
- Какова главная мысль рассказа? (Дети отвечают на вопросы педагога)
- Для чего автор подарил нам свой рассказ?
- Чему он учит?
- Какой вывод мы сделаем?
Произведения Константина Георгиевича учат бережному отношению к окружающему миру, заботе не только о близких людях, но и о животных и умению открыть свое сердце чуду.
Произведение говорит о том, что дела человека могут навредить природе, даже если это происходит случайно. Люди должны все хорошо обдумать прежде, чем что-то сделать. Автор также наглядно показывает, что может случиться с носом крайне любопытных людей и других существ.
Барсук усвоил горький урок. Год спустя при встрече с рассказчиком он скрывается от людей, чтобы они не смогли навредить ему даже ненароком.
- Ребята мы достигли цели урока?
- Мы ответили с вами на вопрос чему учит рассказ К. Паустовского? (Да)
- Отлично. А все ли мы выполнили пункты плана? (Да)
- Верно, ребята, мы сегодня хорошо поработали на уроке.
- Ребята, наш урок подошел к концу.
- Вам известно, что барсук любит ягоды. Вы сегодня отлично поработали, поэтому барсук решил поделиться с вами ягодками, чтобы вы могли оценить свою работу на уроке.
- Красная ягодка - означает, что вы все поняли на уроке и у вас не возникло проблем, а зеленая ягодка - у вас возникли трудности.
- Поднимите соответствующую ягодку и покажите мне.
- Отлично, я вижу ни у кого не возникло трудностей.
- Ваше домашнее задание, нарисовать рисунок по рассказу.
- Спасибо за урок! До свидания!