Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу Константина Паустовского "Барсучий нос"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе посвящен изучению рассказа Константина Георгиевича Паустовского "Барсучий нос".

Урок направлен на формирование у младших школьников первичных навыков идейно-смыслового анализа художественного текста, развитие читательской культуры и воспитание бережного отношения к природе и животным.

Дети слушают рассказ К. Паустовского "Барсучий нос"Дети слушают рассказ К. Паустовского "Барсучий нос"

Цель уока: организация деятельности обучающихся по формированию первичных умений по идейно-смысловому анализу произведения К.Г. Паустовского "Барсучий нос".

Задачи:

  • обеспечить целостное восприятие и понимание текста;
  • сформировать читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность;
  • развивать речь и творческие способности обучающихся при чтении текста;
  • воспитывать любовь к природе и животным.

Оборудование: презентация, аудио рассказа, карточки с заданиями, наглядный материал.

Ход урока

Мотивация

- Здравствуйте ребята! Предлагаю наше занятие начать с игры "Привет, сосед!"
- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и с улыбкой произнесите слова: Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил
Всем улыбки сегодня дарил!

- Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.
- Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, готовы рассуждать и участвовать в занятии.

- Сегодня мы будем с удовольствием работать на уроке, узнаем много интересного и полезного.
- Нас с вами ждет увлекательный урок. Я очень надеюсь на вашу активность.

Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (Ответы учащихся)
- Верно, на прошлом уроке вы изучали рассказ Валентины Осеевой "Почему".
- Все помнят, о чем он? Кто сможет напомнить нам?

- Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Ваша задача если вы услышите неверное утверждение, то встаете, а если оно верное, то сидите на своих местах.

Игра "Данетка"

  1. Чашку разбил Бум. (неверно)
    Ребята, а почему это утверждение неверное?
  2. Чашка была мамина. (неверно)
    Почему это утверждение неверное?
  3. Бума не наказали. (неверно)
    Почему это утверждение неверное?
  4. На самом деле чашку разбил мальчик. (верно)
    Почему это утверждение верное?
  5. Мальчик сразу признался маме, что это он разбил чашку. (неверно)
    Почему это утверждение неверное?

- Ребята, кто справился с этим заданием и не допустил ошибок покажите мне палец вверх, а кто допустил ошибку, то палец вниз.
- Вы большие молодцы, справились с непростым заданием.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать произведения про братьев наших меньших.

Выявление места и причины затруднения

- Сегодня на урок к нам пришло письмо, но от кого здесь не написано. Давайте посмотрим, что внутри письма.

"Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать".

- Кто сможет объяснить значение этих слов?
- Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Читая, мы узнаем новое для себя, учимся.
- Хотите узнать, кто отправил это письмо? (Да)

- Для этого вам необходимо в парах расшифровать текст и отгадать фамилию автора.

1 2 4 3 5 6 8 7 9 11 10
П а с у т о с в к й и
ПАУСТОВСКИЙ

- Верно, ребята это писатель Константин Георгиевич Паустовский. Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством.
- Ребята, смотрите, в письме есть еще что-то. Давайте посмотрим, что там.

- Автор в письме пишет, что к нам на урок пришел необычный гость. А чтобы узнать, что за гость к нам пришел, нужно отгадать загадку.

Он идет неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный... (Барсук)

- Верно, это барсук. Сегодня в гости к нам пришел барсук.
- Как вы думаете, как связан барсук с темой нашего урока? Кто догадался, какая тема урока?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Константина Паустовского "Барсучий нос".

Построение проекта выхода из затруднения

- Для того, чтобы начать изучать новую тему, что нам нужно для этого поставить цель урока.
- Цель урока: Чему учит рассказ К.Г. Паустовского: "Барсучий нос"?
- Для достижения нашей цели необходимо составить план. Но все наши пункты плана перепутались, давайте исправим его.

План:

  1. Мы познакомимся с жизнью автора. (биография)
  2. Мы прочитаем произведение К.Г. Паустовского.
  3. Мы проанализируем произведение поэта.

- Вот все наши задачи на этот урок, которые мы должны выполнить. Не будем медлить, приступаем к работе!
- Но перед тем, как приступить к изучению новой темы предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка "Зайка"

Зайке холодно сидеть, (присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок, (поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (прыжки на месте)
Прыгать зайка очень рад
Он подпрыгнул десять раз.

- Молодцы! Надеюсь, вы хорошо размялись, можете садиться. Ставят цель урока с помощью учителя

Первичное закрепление

- Итак, первый пункт. Мы должны познакомиться с автором.

Биография писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного служащего. Константин переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну.

В годы Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом. Награжден орденом Ленина и другими орденами и медалями. Его рассказы учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, быть добрым и честным. Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.

С произведениями К.Г. Паустовского вы можете ознакомиться на слайде.

  1. "Корзина с еловыми шишками
  2. "Заячьи лапы"
  3. "Теплый хлеб"
  4. "Барсучий нос"

Всю свою любовь писатель посвятил трем темам: людям, искусству и природе.

- Ребята, вы выполнили первый пункт плана, а это значит, что нужно его отметить, кто хочет отметить галочкой.
- Прежде чем прослушать рассказ, давайте познакомимся с трудными словами тексте.

  • Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Питается барсук ягодами, грибами, некоторыми насекомыми.
  • Деготь – темный, смолянистый жидкий продукт.
  • Вереск - вечнозеленый кустарничек с мелкими трехгранными листьями, растет в сосновых лесах, на торфяных болотах.
  • Челн - выдолбленная из дерева лодка.
  • Пуд - старинная единица массы, равная 16 кг.

Ребята, давайте все вместе прочитаем вслух еще раз эти слова с различной интонацией.

  1. Прочитайте медленно, выговаривая каждое слов.
  2. Прочитайте с удивлением.
  3. Прочитайте весело.
  4. Прочитайте грустно.

- Откройте ваши учебники на стр. 34. Сейчас я включу аудиозапись этого рассказа, а вы очень внимательно слушайте и следите.
- Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

- Вы внимательно прослушали рассказ. Какие чувства у вас возникли после прослушанного?
- Какую картину вы представили перед собой?

- В какое время года происходит действие рассказа? (осенью, так как в первых же строках упоминается о желтых листьях; и дальше по тексту упоминается время года - осень)
- Где происходит действие рассказа? (на стоянке на берегу реки)
- Какие рыбы водились в озере? (плотва, окуни и ерши)

- Кто является главным героем рассказа?
- Почему барсук не побоялся людей? (потому что он был, по всей видимости, голоден, а голод, как говорится, не тетка)
- Почему барсук напугал всех зверей в лесу? (барсук сильно обжег нос и с воплями носился по лесу)

- Зачем барсук засунул свой нос в пень? (он таким образом лечил его в холодной и влажной трухе пня)
- Что осталось у барсука на память о том несчастном случае? (у барсука остался шрам на носу)

- Ребята, вы прошли таким образом 2 пункта плана, давайте отметим галочкой.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. У вас на столах лежат карточки. Ваша задача соединить слово с его значением.

- Давайте проверим свои работы.
- У кого нет ошибок похлопайте, у кого есть ошибки потопайте.
- Вы отлично справились с заданием!

Включение в систему знаний и повторение

- Какова главная мысль рассказа? (Дети отвечают на вопросы педагога)
- Для чего автор подарил нам свой рассказ?
- Чему он учит?

- Какой вывод мы сделаем?

Произведения Константина Георгиевича учат бережному отношению к окружающему миру, заботе не только о близких людях, но и о животных и умению открыть свое сердце чуду.

Произведение говорит о том, что дела человека могут навредить природе, даже если это происходит случайно. Люди должны все хорошо обдумать прежде, чем что-то сделать. Автор также наглядно показывает, что может случиться с носом крайне любопытных людей и других существ.

Барсук усвоил горький урок. Год спустя при встрече с рассказчиком он скрывается от людей, чтобы они не смогли навредить ему даже ненароком.

- Ребята мы достигли цели урока?
- Мы ответили с вами на вопрос чему учит рассказ К. Паустовского? (Да)

- Отлично. А все ли мы выполнили пункты плана? (Да)
- Верно, ребята, мы сегодня хорошо поработали на уроке.

Рефлексия

- Ребята, наш урок подошел к концу.
- Вам известно, что барсук любит ягоды. Вы сегодня отлично поработали, поэтому барсук решил поделиться с вами ягодками, чтобы вы могли оценить свою работу на уроке.

- Красная ягодка - означает, что вы все поняли на уроке и у вас не возникло проблем, а зеленая ягодка - у вас возникли трудности.
- Поднимите соответствующую ягодку и покажите мне.
- Отлично, я вижу ни у кого не возникло трудностей.

Домашнее задание

- Ваше домашнее задание, нарисовать рисунок по рассказу.
- Спасибо за урок! До свидания!

Размер:
32.94 Kb
Скачали:
2