Цель урока внеклассного чтения: расширять знания детей о жизни и творчестве К.Г. Паустовского.
Задачи:
Оборудование: ПК, проектор, презентация, книги для выставки, книги-коллективки.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
- Здравствуйте, дети. Сегодня я проведу урок внеклассного чтения. Садитесь на свои места. |
Приветствуют учителя и садятся на места. |
Решение задач по ориентировке в книге |
-Рассмотрели ли вы книги, которые выставлены у доски? -Как вы думаете, рассказы какого автора мы будем сегодня рассматривать? (У доски выставлено несколько экземпляров одной и той же книги). Сегодня мы познакомимся с вами с новым рассказом «Кот-ворюга» - Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Тема урока: Творчество К.Г. Паустовского - Что вы можете сказать о рассказе, посмотрев на иллюстрации. |
- Да.
- К.Г. Паустовский
- На иллюстрациях изображён кот, который ворует рыбу и убегает. |
Выразительное чтение произведения учителем |
- Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте. (Чтение «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского). |
Дети следят за чтением учителя и внимательно слушают. |
Беседа-рассуждение о прочитанном |
- Каким показался вам рассказ? - Почему у кота была кличка – ворюга? - О каких проделках кота вы прочитали? - Как он попался? - Почему кот решился на отчаянный поступок? - Как вытащили кота? - В каком состоянии был кот? - Какое неожиданное решение принял Лёнька? - Как вы думаете, как чувствовал себя кот после ужина? - Как изменилось поведение кота? - Как переименовали «Ворюгу»? - Почему?
|
- Интересным, весёлым, увлекательным. - Потому что он воровал еду. - Он крал любую еду, которая ему попадалась: сметану, рыбу, мясо, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Кот их есть не стал, но червей увидели и жадно склевали куры. Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. - Он украл кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Деревенские мальчишки окружили животное, которому ничего не оставалось, как слезть с дерева и прожогом кинуться под дом. - Ленька взял леску, привязал к ней за хвост плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. |
Физкультминутка |
- Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения. Кошка встала, потянулась, Лапки вытянула вверх и прогнулась! Коготками интенсивно шевелит, Ничего у киски не болит! Ножки от сидения у норки затекли, Ты подвигай ими, разомни! Ножку - влево, ножку - вправо, А теперь - вперед, назад- На охоте будешь в форме И добыче всегда рад! |
Выполняют движения |
Самостоятельное знакомство учащихся с новым произведением
|
Ребята, я предлагаю вам прочесть ещё один очень интересную сказку, но вы ее найдёте самостоятельно (на доске вывешена иллюстрированная карточка к сказке К.Г. Паустовский «Барсучий нос» |
Смотрят на доску и слушают учителя. |
Выявление и оценка качества самостоятельного чтения
|
- О каком времени года идет речь? - Что горело на стоянке? - Кто сердито сопел в траве у костра? - Что жарили на сковороде? - Что сделал барсук, прыгнув к сковородке? - Как барсук лечил свой обожженный нос? - Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? - Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? |
- Осень - Костёр - Барсук - Картошку - Сунул в неё нос. - Холодил в мокрой и холодной трухе пня. - Добрый, чуткий, любит природу, внимательный. - Плакал, облизывал нос/ |
Рефлексия. Итог урока. |
- Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники. - Какова главная мысль рассказа? - Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. - Молодцы! Спасибо вам за активную работу на уроке. |
- Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. |