Цель урока: познакомить учащихся с творчеством писателя Николая Николаевича Носова и его произведением "Затейники".
Задачи:
Учебник: Литературное чтение. 2 класс. ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
- Ребята, подготовьтесь к уроку литературного чтения.
- И перед тем как начать давайте с вами немного разомнем наш речевой аппарат.
На доске:
на – на – на – во дворе растет сосна.
но – но – но – завтра мы пойдем в кино.
ан – ан – ан – собери свой чемодан.
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
- Давайте сначала, прочитаем каждый про себя, потом в медленном темпе, потом в среднем, и потом в ускоренном.
- А теперь давайте попробуем в последней фразе по-разному поставить ударения на слова: Вы ходили в магазин?
- Молодцы, мы разогрели наш речевой аппарат и готовы к работе.
- Ребята, в каком разделе мы работаем? (Писатели детям)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Изучать новое произведение, узнаем нового автора)
- Посмотрите на слайд, кто это? (Незнайка)
- А знаете ли вы, кто создал этого героя? (Да, нет. Николай Носов)
- Незнайку из Цветочного города создал Николай Николаевич Носов.
- И сегодня мы познакомимся с интересным рассказом этого писателя. Но прежде узнаем получше, кто же такой Н.Н. Носов.
- Николай Николаевич Носов родился в начале прошлого века, в городе Киеве в семье актера.
- В детстве и юности увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией и электротехникой.
- Какое-то время работал на кирпичном заводе, а еще был газетным торговцем, и при этом самостоятельно учился.
- А потом учился в институте кинематографии. Ребята, что такое кинематография?
- Кинематография – это искусство киносъемки.
- После того, как окончил институт, Николай Носов режиссером анимационных фильмов на студии "Союзкино".
- Николай Николаевич удостоен многих наград и его произведения очень ценили.
- Писатель сочинял и придумывал, много забавных, но поучающих рассказов, которые полюбились не только детям, но и взрослым. -
- Ребята, чтобы узнать, как называется рассказ, вам нужно расположить цифры от меньшего к большему.
Ответ: Затейники.
- Ребята, прочитав, название рассказа, как вы думаете, кто такие затейники?
- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово:
- С помощью названия и иллюстрации на стр. 51. Предположите о чем, о ком будет рассказ.
- Как вы думаете, что могло произойти?
- Сейчас вы предположили, о чем или о ком будет произведение, что будет происходить. Потом мы узнаем, совпали ваши предположения или нет.
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.
На доске представлены слова, найдите из предложенных верное для слова определение.
Физминутка
- Отдохнули мы немножко и работаем дальше. Теперь мы познакомимся с содержанием этого произведения.
- Прослушаем аудиозапись, а вы следите по тексту, и подумайте почему рассказ назвали затейники. Будьте внимательны.
Беседа
- Кто из героев запомнился?
- Кому сочувствовал? Почему?
- Когда переживал? Почему?
- Где весело улыбнулся? Чему?
- Какое настроение было, когда читал (слушал)?
- Настроение было одинаковым?
- Что представили себе во время слушания (чтения)?
- Какие картины возникли перед вами?
- Кто из героев представился ярче? Как он выглядит?
- Ребята, что вам понравилось в произведении? Почему?
- По заглавию и иллюстрации рассказа вы предполагали о чем или о ком он, также что могло произойти?
- Какой вывод можете сделать?
Анализ содержания и языка художественного произведения
- Как звали главных героев рассказа? (Петя, Валя)
- В тетрадях запишите характеристику Пети и Вали, на слайде вам подсказка.
- Петя - озорной, непоседливый, не очень пугливый, имеет богатое воображение, забавный.
- Валя - веселая, выдумщица, непоседливый, активная, впечатлительная, робкая, затейница.
- 1 колонка, стр. 50: найдите и прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился. ("Мы стащили с кровати одеяло…")
- 2 колонка, стр. 50: найдите и прочитайте, что испугало детей вначале рассказа. ("Жалко, что у нас в домике очень темно!")
- 3 колонка, стр. 52: найдите и прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату? ("Открыли мы дверь…")
Обобщающая беседа по тексту
- Ребята, о чем это рассказ? (Дети решили поиграть в трех поросят, но так испугались темноты, что решили, что к ним пришел волк)
- О чем вы задумались после прочтения рассказа? (Отвечают)
- Что автор хотел нам сказать этим произведением? (Человек всегда боится того, чего не видит или не понимает)
- Чему учит рассказ? (Рассказ учит фантазировать, быть храбрыми и не бояться темноты)