Конспект урока литературного чтения во 2 классе посвящён знакомству учащихся с произведением Бориса Степановича Житкова "Храбрый утёнок".
Урок направлен на развитие навыков осознанного и выразительного чтения, формирование нравственных качеств младших школьников и умения работать с художественным текстом.
Цель урока:
Задачи:
Приветствие учащихся.
- Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают смайлики)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением известного русского автора Бориса Степановича Житкова "Храбрый утенок".
- Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно, выразительно.
- Научимся составлять план и по нему учиться творческому пересказу.
- Проведем речевую разминку.
Жа - жа - жа, жа - жа - жа
Тут ежата у ежа.
Жу - жу - жу, жу - жу - жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи - жи - жи, жи - жи - жи
Мне ежаток покажи.
Жу - жу - жу, жу - жу - жу
Я с ужами не дружу.
Жа - жа - жа, жа - жа - жа
Уж уходит от ежа.
- В начале урока проверим домашнее задание. Как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы читали сказку "Добрая хозяюшка")
- Верно, а кто автор сказки? (Сказку "Добрая хозяюшка" написала Валентина Осеева)
- Какие чувства вложила автор в название? (Автор вложила в название иронию, насмешку, так как девочка была завистливой, а не доброй)
- Да, вы правильно заметили, что автор иронизирует над девочкой, а что такое ирония? (Ирония - это тонкая насмешка)
Работа в парах
- Теперь проверим, на сколько хорошо вы поняли текст и лексическое значение слов. Соедините стрелочками значение слов и их значение.
Тест 1
|
доброта |
чувство печали, уныния |
|
зависть |
несправедливо нанесённое огорчение |
|
обида |
душевное расположение к другим |
|
грусть |
чувство досады, вызванное благополучием другого |
- У кого были ошибки? Где?
- Оцените себя.
- Кто поставил себе плюс? Не полный плюс? Минус? (На доске отмечаю тоже результаты по классу)
- Молодцы, что нашли ошибки и исправили их.
- В следующем тесте подберите признаки, которые подходят именно к определенному герою. Соедините стрелочками героя и его признак.
Тест 2
|
уточка |
певец |
|
щенок |
несушка |
|
курочка |
обида |
|
петушок |
заботливая |
|
девочка |
? |
- Оцените себя.
- Кто из героев остался без признака? (Девочка)
- Какая она? Посмотрите в Тест № 1 и допишите. (Завистливая)
Микро итог
- Чему учит нас эта сказка? (Нельзя завидовать другим, нужно ценить то, что ты имеешь)
- Какое у вас настроение? (Дети показывают смайлики. Если грустный - объяснить, почему)
Физминутка
Подготовленные ученики пересказывают (подготовленную заранее учителем) биографию автора.
- Мы знакомимся сегодня с произведением Бориса Житкова - одним из первых писателей детской литературы. Его первые рассказы появились в печати в 1924 году, когда ему было 42 года.
Бориса Степанович - это человек с огромным жизненным опытом: он был и моряком, и зоологом, и инженером, и химиком. Весь свой накопленный опыт он стремился передать другим. Он писал рассказы и сказки о животных, о море, о технике.
Словарная работа
- В тексте вам встретятся непонятные слова, прочитайте их и попробуйте объяснить их значения. (После выступления каждой из трех групп - на слайде высвечивается определение слова из толкового словаря)
- Отработаем чтение трудных слов: кружится, храбрецы, перепуганные, испугаешься, однажды, поломанное.
- У кого были ошибки? Где?
- Авторы учебника специально не напечатали заголовок к этому произведению: вам нужно будет сделать это после ознакомления с его содержанием.
Чтение текста "цепочкой" сильными учащимися
- Какое по жанру произведение? (Это сказка, так как утята не могут разговаривать)
- Обсудите в группах, как вы назовете это произведение из перечисленных названий. Выберите из предложенных названий наиболее точное. Объясните почему.
- А теперь проверим, совпало ли ваше название с названием автора.
Беседа по содержанию
- Назовите главных героев сказки (Утята, Алеша)
- Почему утята боялись стрекозу? (Она пугала утят своим стрекотанием)
- Когда все изменилось? (Все изменилось после того, как утенок Алеша поймал стрекозу)
- Что подумали об Алеше утята, найдите и прочитайте.
- Что вы можете сказать об Алеше?
Работа с картинкой
|
I группа (низкий уровень) |
II группа (средний уровень) |
III группа (высокий уровень) |
|
1. Кого вы видите на картинке? 2. Что делают утята? 3. Какой у них вид? 4. Что делает стрекоза? |
1. Рассмотрите картинку и опишите её. 2. Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой картинке. |
1. Рассмотрите картинку и опишите её. 2. Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой картинке. 3. Озаглавьте отрывок. |
- У кого были ошибки? Где?
- Оцените себя. Кто поставил себе плюс? Не полный плюс? Минус? (На доске отмечаю результаты по классу)
- От чьего имени ведется рассказ? (От автора)
- От чьего имени можно пересказать отрывок, относящийся к картинке? (От имени Алеши, стрекозы)
- У каждой группы свое задание. Прочитайте и выполните его.
|
I группа (низкий уровень) |
I группа (средний уровень) |
I группа (высокий уровень) |
|
Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его как запомнили. |
Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его от имени утят. |
Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его от имени стрекозы. |
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Во время пересказа изменилось содержание произошедшего? Почему?
- Есть ли у кого вопросы?
- А теперь подведем итог всего урока. Посмотрите на свои оценки.
- Что вы можете сказать? (Мы ошибались, но находили ошибки и исправляли их)
- Какое произведение мы читали на уроке? (Сказку "Храбрый утёнок")
- Кто главный герой? (Утенок Алеша)
- Чему учит нас это произведение?
- Кто автор этого произведения? (Писатель Борис Житков)
- Что вам запомнилось об авторе?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудным?
- А можете ли вы себя похвалить? За что?
- Менялось ли у вас настроение в течение урока? Почему?
Приготовить по группам пересказ текста: от автора, от утят, от стрекозы.