Урок литературного чтения во 2 классе по произведению Бориса Житкова "Храбрый утёнок"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе посвящён знакомству учащихся с произведением Бориса Степановича Житкова "Храбрый утёнок".

Урок направлен на развитие навыков осознанного и выразительного чтения, формирование нравственных качеств младших школьников и умения работать с художественным текстом.

Утенок Алеша ловит стрекозуУтенок Алеша ловит стрекозу

Цель урока:

  • формирование у обучающихся целостного представления о произведении Б. Житкова "Храбрый утёнок";
  • развитие читательских, коммуникативных и нравственных качеств личности младшего школьника.

Задачи:

  • познакомить учащихся с новым произведением Бориса Житкова;
  • сформировать понимание основной идеи произведения;
  • формировать умение анализировать текст и определять авторское отношение к героям;
  • формировать навыки творческого пересказа.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся.
- Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают смайлики)

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением известного русского автора Бориса Степановича Житкова "Храбрый утенок".
- Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно, выразительно.
- Научимся составлять план и по нему учиться творческому пересказу.

Речевая разминка

- Проведем речевую разминку.

Жа - жа - жа, жа - жа - жа
Тут ежата у ежа.
Жу - жу - жу, жу - жу - жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи - жи - жи, жи - жи - жи

Мне ежаток покажи.
Жу - жу - жу, жу - жу - жу
Я с ужами не дружу.
Жа - жа - жа, жа - жа - жа
Уж уходит от ежа.

Проверка домашнего задания

- В начале урока проверим домашнее задание. Как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы читали сказку "Добрая хозяюшка")
- Верно, а кто автор сказки? (Сказку "Добрая хозяюшка" написала Валентина Осеева)

- Какие чувства вложила автор в название? (Автор вложила в название иронию, насмешку, так как девочка была завистливой, а не доброй)
- Да, вы правильно заметили, что автор иронизирует над девочкой, а что такое ирония? (Ирония - это тонкая насмешка)

Работа в парах

- Теперь проверим, на сколько хорошо вы поняли текст и лексическое значение слов. Соедините стрелочками значение слов и их значение.

Тест 1

доброта

чувство печали, уныния

зависть

несправедливо нанесённое огорчение

обида

душевное расположение к другим

грусть

чувство досады, вызванное благополучием другого

- У кого были ошибки? Где?
- Оцените себя.
- Кто поставил себе плюс? Не полный плюс? Минус? (На доске отмечаю тоже результаты по классу)

- Молодцы, что нашли ошибки и исправили их.
- В следующем тесте подберите признаки, которые подходят именно к определенному герою. Соедините стрелочками героя и его признак.

Тест 2

уточка

певец

щенок

несушка

курочка

обида

петушок

заботливая

девочка

?

- Оцените себя.
- Кто из героев остался без признака? (Девочка)
- Какая она? Посмотрите в Тест № 1 и допишите. (Завистливая)

Микро итог

- Чему учит нас эта сказка? (Нельзя завидовать другим, нужно ценить то, что ты имеешь)
- Какое у вас настроение? (Дети показывают смайлики. Если грустный - объяснить, почему)

Физминутка

Изучение нового произведения

Подготовленные ученики пересказывают (подготовленную заранее учителем) биографию автора.

- Мы знакомимся сегодня с произведением Бориса Житкова - одним из первых писателей детской литературы. Его первые рассказы появились в печати в 1924 году, когда ему было 42 года.

Бориса Степанович - это человек с огромным жизненным опытом: он был и моряком, и зоологом, и инженером, и химиком. Весь свой накопленный опыт он стремился передать другим. Он писал рассказы и сказки о животных, о море, о технике.

Словарная работа

- В тексте вам встретятся непонятные слова, прочитайте их и попробуйте объяснить их значения. (После выступления каждой из трех групп - на слайде высвечивается определение слова из толкового словаря)

  • Стрекотала - издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск.
  • Насилу - с большим трудом, преодолевая трудности.
  • Наелась досыта - вдоволь, до полного насыщения.

- Отработаем чтение трудных слов: кружится, храбрецы, перепуганные, испугаешься, однажды, поломанное.
- У кого были ошибки? Где?

- Авторы учебника специально не напечатали заголовок к этому произведению: вам нужно будет сделать это после ознакомления с его содержанием.

Знакомство с произведением

Чтение текста "цепочкой" сильными учащимися

- Какое по жанру произведение? (Это сказка, так как утята не могут разговаривать)
- Обсудите в группах, как вы назовете это произведение из перечисленных названий. Выберите из предложенных названий наиболее точное. Объясните почему.
- А теперь проверим, совпало ли ваше название с названием автора.

Беседа по содержанию

- Назовите главных героев сказки (Утята, Алеша)
- Почему утята боялись стрекозу? (Она пугала утят своим стрекотанием)
- Когда все изменилось? (Все изменилось после того, как утенок Алеша поймал стрекозу)

- Что подумали об Алеше утята, найдите и прочитайте.
- Что вы можете сказать об Алеше?

Работа с картинкой

I группа

 (низкий уровень)

II группа

 (средний уровень)

III группа

 (высокий уровень)

1. Кого вы видите на картинке?

2. Что делают утята?

3. Какой у них вид?

4. Что делает стрекоза?

1. Рассмотрите картинку и опишите её.

2. Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой картинке.

1. Рассмотрите картинку и опишите её.

2. Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой картинке.

3. Озаглавьте отрывок.

- У кого были ошибки? Где?
- Оцените себя. Кто поставил себе плюс? Не полный плюс? Минус? (На доске отмечаю результаты по классу)

Творческий пересказ

- От чьего имени ведется рассказ? (От автора)
- От чьего имени можно пересказать отрывок, относящийся к картинке? (От имени Алеши, стрекозы)
- У каждой группы свое задание. Прочитайте и выполните его.

I группа

 (низкий уровень)

I группа

 (средний уровень)

I группа

 (высокий уровень)

Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его  как запомнили.

Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его  от имени утят.

Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его  от имени стрекозы.

- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Во время пересказа изменилось содержание произошедшего? Почему?
- Есть ли у кого вопросы?

Итог урока

- А теперь подведем итог всего урока. Посмотрите на свои оценки.
- Что вы можете сказать? (Мы ошибались, но находили ошибки и исправляли их)
- Какое произведение мы читали на уроке? (Сказку "Храбрый утёнок")
- Кто главный герой? (Утенок Алеша)

- Чему учит нас это произведение?
- Кто автор этого произведения? (Писатель Борис Житков)
- Что вам запомнилось об авторе?

- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудным?

- А можете ли вы себя похвалить? За что?
- Менялось ли у вас настроение в течение урока? Почему?

Домашнее задание

Приготовить по группам пересказ текста: от автора, от утят, от стрекозы.

Размер:
23.37 Kb
Скачали:
2