Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Н. Носов "Живая шляпа". Характеристика героев. План пересказа"

Цель: продолжить знакомство обучающихся с творчеством писателя Николая Носова через чтение и пересказ произведения "Живая шляпа".

Задачи:

  • учить прогнозировать содержание произведения;
  • объяснять лексическое значение некоторых слов;
  • составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе картинного плана.

Оборудование: портрет Николая Носова, кубик Блума, карточки (текст для речевой разминки, задания, тест), серия сюжетных иллюстраций к рассказу.

Ход урока

Организационный момент

Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,

Улыбнитесь мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу.

Учитель: Ребята, сейчас у нас с вами урок литературного чтения.

Речевая разминка

- Сегодня наша речевая разминка про кота. Правила вы знаете, сначала я читаю, а затем мы вместе повторяем и четко выговариваем.

Вот у теплой печки кот
Песенку свою поет:
День сегодня за окошком
Хмур, хмур, хмур…
Подремлю в тепле немножко,
Мум, мур, мур.

- Прочитайте с разной интонацией: ласково в медленном темпе, с разной скороговоркой, с вопросительной интонацией.

Постановка целей и задач урока

- Чему мы учимся на уроках чтения? (Красиво, правильно читать и говорить, отвечать на вопросы полными ответами, расширять словарный запас, пересказывать)
- Для чего вам это нужно? (Чтобы быть умными и легко общаться с другими людьми, читать книги, чтобы уметь мыслить, анализировать и высказывать свое мнение)
- Я загадаю загадку, а вы дайте ответ!

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)

Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!

- Сегодня мы продолжаем работать над рассказом русского детского писателя Николая Николаевича Носова "Живая шляпа".

Писатель Николай Носов с детьмиПисатель Николай Носов с детьми

- Будем пересказывать, характеризовать, высказывать свои мысли.

Проверка домашнего задания

  1. Чтение рассказа "Живая шляпа по ролям".
  2. Ответы на вопросы

- Над каким разделом работаем? (Ответы учащихся)
- Произведения каких авторов по этому разделу изучили?
- Кто написал рассказ "Живая шляпа"? (Н. Носов)

- Назови главных героев этого рассказа.
- Почему шляпа оказалась живой?

- Нравятся ли тебе эти мальчики?
- Какова основная мысль рассказа?

Повторение значения слов
- Каким словом в рассказе назван железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи?
- Каким словом назван низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей?
- Какое слово употребили вместо слова ударю? что означает тяжело сесть?

Тест по произведениям Н. Носова

1. Никоай Носов написал:

а) "Приключения Буратино";
б) "Приключения Незнайки".

2. Васька сидел
а) на полу возле комода;
б) на полу возле дивана.

3. Шляпа вылезла
а) на середину комнаты;
б) к двери.

4. Ребята набрали картошки
а) из ведра;
б) из корзины.

5. Кот Васька был
а) серый;
б) рыжий.

Задание "Восстанови слова"

- Сейчас мы проверим, внимательный ли ты читатель?

КМД, ШЛП, КТНК, ВЛД, СТЛ, КМНТ, ВДК, ДВН, КРЗН

Работа над новым материалом

Краткая характеристика героев

- Назовите имена героев произведения.

Учитель раздает на парты карточки: смелые, шутливые, находчивые, злые, добрые, трусливые, догадливые, глупые, красивые, балованные, приветливые, быстрые.
- Определите, какими качествами и чертами характера наделил их автор. Выберите правильные карточки и прикрепите на доске.

Составление картинного плана и подбор заголовков

- Ребята, давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку?
- Подберите заголовок к каждому пункту плана.

Физминутка

Пересказ рассказа Н. Носова "Живая шляпа"

- Сейчас будем находить каждую часть, читать и пересказывать.

План пересказа

  • Каждый занят своим делом.
  • Увидели живую шляпу.
  • Испугались и спрятались.
  • Вооружились кочергой и палкой.
  • Стрельба картошкой.
  • Секрет раскрыт!

Игра "Мозаика"

Задание: из частей сложить текст, прочитать его и найти ошибку.

Прием "Кубик "Блума"

Продолжить задания: Назови… Почему… Сравни… Предложи… Придумай… Поделись…

Итог урока

- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? (Рассказ)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ)

- Это веселый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
- Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

Рефлексия

- Продолжите предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я похвалил бы себя за …
  • У меня получилось …

Домашнее задание

Пересказ рассказа Николая Носова "Живая шляпа".

Размер:
22.8 Kb
Скачали:
5
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса