Цель: продолжить знакомство обучающихся с творчеством писателя Николая Носова через чтение и пересказ произведения "Живая шляпа".
Задачи:
Оборудование: портрет Николая Носова, кубик Блума, карточки (текст для речевой разминки, задания, тест), серия сюжетных иллюстраций к рассказу.
Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу.
Учитель: Ребята, сейчас у нас с вами урок литературного чтения.
- Сегодня наша речевая разминка про кота. Правила вы знаете, сначала я читаю, а затем мы вместе повторяем и четко выговариваем.
Вот у теплой печки кот
Песенку свою поет:
День сегодня за окошком
Хмур, хмур, хмур…
Подремлю в тепле немножко,
Мум, мур, мур.
- Прочитайте с разной интонацией: ласково в медленном темпе, с разной скороговоркой, с вопросительной интонацией.
- Чему мы учимся на уроках чтения? (Красиво, правильно читать и говорить, отвечать на вопросы полными ответами, расширять словарный запас, пересказывать)
- Для чего вам это нужно? (Чтобы быть умными и легко общаться с другими людьми, читать книги, чтобы уметь мыслить, анализировать и высказывать свое мнение)
- Я загадаю загадку, а вы дайте ответ!
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
- Сегодня мы продолжаем работать над рассказом русского детского писателя Николая Николаевича Носова "Живая шляпа".
- Будем пересказывать, характеризовать, высказывать свои мысли.
- Над каким разделом работаем? (Ответы учащихся)
- Произведения каких авторов по этому разделу изучили?
- Кто написал рассказ "Живая шляпа"? (Н. Носов)
- Назови главных героев этого рассказа.
- Почему шляпа оказалась живой?
- Нравятся ли тебе эти мальчики?
- Какова основная мысль рассказа?
Повторение значения слов
- Каким словом в рассказе назван железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи?
- Каким словом назван низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей?
- Какое слово употребили вместо слова ударю? что означает тяжело сесть?
1. Никоай Носов написал:
а) "Приключения Буратино";
б) "Приключения Незнайки".
2. Васька сидел
а) на полу возле комода;
б) на полу возле дивана.
3. Шляпа вылезла
а) на середину комнаты;
б) к двери.
4. Ребята набрали картошки
а) из ведра;
б) из корзины.
5. Кот Васька был
а) серый;
б) рыжий.
Задание "Восстанови слова"
- Сейчас мы проверим, внимательный ли ты читатель?
КМД, ШЛП, КТНК, ВЛД, СТЛ, КМНТ, ВДК, ДВН, КРЗН
Краткая характеристика героев
- Назовите имена героев произведения.
Учитель раздает на парты карточки: смелые, шутливые, находчивые, злые, добрые, трусливые, догадливые, глупые, красивые, балованные, приветливые, быстрые.
- Определите, какими качествами и чертами характера наделил их автор. Выберите правильные карточки и прикрепите на доске.
Составление картинного плана и подбор заголовков
- Ребята, давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку?
- Подберите заголовок к каждому пункту плана.
Физминутка
- Сейчас будем находить каждую часть, читать и пересказывать.
План пересказа
Игра "Мозаика"
Задание: из частей сложить текст, прочитать его и найти ошибку.
Продолжить задания: Назови… Почему… Сравни… Предложи… Придумай… Поделись…
- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? (Рассказ)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ)
- Это веселый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
- Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
- Продолжите предложения:
Домашнее задание
Пересказ рассказа Николая Носова "Живая шляпа".