В современном мире люди все чаще сталкиваются с информацией, которая может ввести в заблуждение, поэтому особенно важно не только усваивать знания, но и развивать критическое мышление.
Оно позволяет анализировать и формулировать собственные выводы, которые являются обоснованными, то есть главной чертой критического мышления является умение не только сомневаться в каких-либо суждениях, но и поставить нужный вопрос.
Таким образом, критическое мышление является своего рода осмыслением, позволяющим получить новую информацию, соотнести ее с уже имеющимися знаниями и осознать. Необходимо отметить, что творческое и интуитивное мышление, запоминание и понимание не относят к данной способности человека.
Главной задачей педагога в развитии критического мышления в ходе образовательного процесса является создание ситуации, в которой ребенок может актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по данному вопросу.
Существует достаточно разнообразное множество методик, позволяющих формировать и развивать здравый скептицизм в ходе познавательной деятельности на уроках. Среди них хотелось бы выделить таксономию Бенджамина Блума.
Бенджамин Сэмюэль Блум – один из виднейших американских педагогов-психологов XX века, совершивший большой вклад в классификацию образовательных целей.
Таксономия образовательных целей Блума - это классификация различных способностей и целей, которые можно устанавливать в ходе процесса обучения
Ученый разделил все цели обучения на три класса: психомоторные, аффективные и когнитивные, которые можно условно соотнести с "знаю", "творю" и "умею". Особенностью таксономии также является иерархическая структура знаний.
В данной методике ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. В целом, подход к образовательному процессу при использовании данной методики соотносится и с принципом ФГОС, который гласит, что педагог должен "учить учиться".
На практике принципы таксономии чаще всего применяются в ходе использования на уроках "Кубика Блума". Он хорош тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань которого указывает тип вопроса, который в дальнейшем формулируется учеником или учителем.
Конечно же, поначалу лучше, если это будет педагог, в старших классах ученики уже могут не только сами формулировать вопросы, но и заполнять таблицы с ними. Таким образом, уже сама работа с вопросами позволяет развивать критическое мышление.
Игровая форма позволяет заинтересовать учащихся всех возрастов и добавить интересный формат взаимодействия на этапе повторения материала или рефлексии в конце урока. Важным достоинством "Кубика Блума" является универсальность – на любой ступени образования, в том числе и в ВУЗе, данный прием может быть использован.
Итак, грани представляют собой следующие типы вопросов:
Таким образом, формирование и развитие критического мышления является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, а одной из эффективных методик является применение "Кубика Блума" на уроках.
Таксономия Бенджамина Блума является весьма полезным элементом на уроках и занятиях практически в любой области наук, на разных этапах получения образования, она позволяет помочь ребенку в формулировании проблемного вопроса, который вынуждает искать ответ, используя свой жизненный опыт и полученные на уроках знания.