Таксономия Блума для развития критического мышления на уроках истории и обществознания

В современном мире люди все чаще сталкиваются с информацией, которая может ввести в заблуждение, поэтому особенно важно не только усваивать знания, но и развивать критическое мышление.

Оно позволяет анализировать и формулировать собственные выводы, которые являются обоснованными, то есть главной чертой критического мышления является умение не только сомневаться в каких-либо суждениях, но и поставить нужный вопрос.

Таким образом, критическое мышление является своего рода осмыслением, позволяющим получить новую информацию, соотнести ее с уже имеющимися знаниями и осознать. Необходимо отметить, что творческое и интуитивное мышление, запоминание и понимание не относят к данной способности человека.

Главной задачей педагога в развитии критического мышления в ходе образовательного процесса является создание ситуации, в которой ребенок может актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по данному вопросу.

Существует достаточно разнообразное множество методик, позволяющих формировать и развивать здравый скептицизм в ходе познавательной деятельности на уроках. Среди них хотелось бы выделить таксономию Бенджамина Блума.

Бенджамин Блум - Американский психолог, создатель таксономии БлумаБенджамин Блум - Американский психолог, создатель таксономии Блума

Бенджамин Сэмюэль Блум – один из виднейших американских педагогов-психологов XX века, совершивший большой вклад в классификацию образовательных целей.

Таксономия образовательных целей Блума - это классификация различных способностей и целей, которые можно устанавливать в ходе процесса обучения

Ученый разделил все цели обучения на три класса: психомоторные, аффективные и когнитивные, которые можно условно соотнести с "знаю", "творю" и "умею". Особенностью таксономии также является иерархическая структура знаний.

В данной методике ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. В целом, подход к образовательному процессу при использовании данной методики соотносится и с принципом ФГОС, который гласит, что педагог должен "учить учиться".

На практике принципы таксономии чаще всего применяются в ходе использования на уроках "Кубика Блума". Он хорош тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань которого указывает тип вопроса, который в дальнейшем формулируется учеником или учителем.

Конечно же, поначалу лучше, если это будет педагог, в старших классах ученики уже могут не только сами формулировать вопросы, но и заполнять таблицы с ними. Таким образом, уже сама работа с вопросами позволяет развивать критическое мышление.

Игровая форма позволяет заинтересовать учащихся всех возрастов и добавить интересный формат взаимодействия на этапе повторения материала или рефлексии в конце урока. Важным достоинством "Кубика Блума" является универсальность – на любой ступени образования, в том числе и в ВУЗе, данный прием может быть использован.

Итак, грани представляют собой следующие типы вопросов:

  • Назови (воспроизведение знаний)
    На уроках истории и обществознания с помощью данной грани можно проверять знание терминологии, дат, фактов и событий и т. д. Например, "Назови понятие, означающее сферу формирования спроса и предложения рабочей силы". Таким образом, учащийся получает определение, которое характеризует термин "рынок труда".
  • Почему (формулировка причинно-следственных связей)
    Например, "Почему многие города Древней Руси возникали на берегах рек?". Знание причинно-следственных связей является важным критерием в курсах истории и обществознания, встречаются в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
  • Объясни (уточняющие вопросы, позволяющие увидеть проблему в разных аспектах)
    Вопрос в данном блоке можно также начинать со следующих фраз: Ты действительно думаешь, что… Ты уверен(а), что…
    Например, "Объясни, почему в Конституции Российской Федерации отмечено, что Защита Отечества - это не только обязанность, но и долг гражданина России?".
  • Предложи (ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций)
    Например, "Предложи, как может повлиять компьютеризация на процесс образования в государстве N".
  • Придумай (творческие вопросы, содержащие в себе элемент предположения, вымысла)
    Например, "Придумай, как могло появиться государство у славян без призвания варягов".
  • Поделись (вопросы для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке, в том числе и эмоциональной)
    Например, "Поделись, насколько эффективным, на твой взгляд, было проведение реформы П.А. Столыпина".

Таким образом, формирование и развитие критического мышления является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, а одной из эффективных методик является применение "Кубика Блума" на уроках.

Таксономия Бенджамина Блума является весьма полезным элементом на уроках и занятиях практически в любой области наук, на разных этапах получения образования, она позволяет помочь ребенку в формулировании проблемного вопроса, который вынуждает искать ответ, используя свой жизненный опыт и полученные на уроках знания.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!