Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и культуры Башкортостана

В последние годы наметилась положительная тенденция возрождения и развития языков Республики, которая охватывает все вопросы по реализации Закона "О языках народов Республики Башкортостан". Созданы все условия для изучения родных языков, истории и культуры своего народа. Образование работает не только на настоящее, но в большей степени на перспективу. Задача современной школы — это, прежде всего, воспитать человека, достойного гражданина Башкортостана и России.

Предмет «История и культура Башкортостана» освещает историческое и культурное развитие Башкортостана с древнейших времен до ХХ века. Данная дисциплина относится к числу предметов национально-регионального компонента.
Данный курс отражает национальные и региональные особенности Республики Башкортостан. Дисциплина «История и культура Башкортостана» включает материал как о развитии коренного этноса, населявшего историческую территорию республики, так и пришлого населения из России, об их взаимодействии и взаимовлиянии, получивших импульс со второй половины XVI в. и продолжающиеся в настоящее время. Исследование региональной истории и культуры имеет многоаспектный характер и базируется на основе цивилизационного подхода с учетом специфики природных условий региона, его политического, экономического, социокультурного развития. В то же время изучение региональной истории и культуры осуществляется в контексте тех событий, которые имели решающее значение для России и Башкирии: принятие русского подданства башкирскими племенами, постепенная интеграция Башкирии в состав России, совместное освоение края, национально-освободительное движение в крае.
Целью учебного предмета «История и культура Башкортостана» является формирование у обучающихся научного представления об особенностях исторического и культурного пути Башкортостана.
Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с последовательной реализацией следующих принципов:
– изучение региональной истории осуществляется сквозь призму процессов, протекающих в контексте общегосударственного развития России и на основе исторического опыта всех народов, проживающих в Башкортостане;
– в процессе преподавания освещение каждой темы базируется на анализе разнообразных источников, позволяющих выявить особенности развития региона;
– историографичность в изучении основных тем курса позволяет сформировать вариативность мышления обучающихся и способствует критическому осмыслению процессов, протекавших в крае;
– следование объективности, историчности, системности, проблемности излагаемого материала;
– использование новейших достижений науки в процессе преподавания региональной истории и культуры;
– опора на современные методы исторических исследований;
– гуманизации исторического образования;
– формирование интереса к самостоятельной исследовательской работе, поиску нового краеведческого материала;
– использование междисциплинарных связей и достижений различных наук, позволяющих всесторонне и объективно осветить историю и культуру Башкортостана;
– воспитание толерантности, патриотизма и уважения к историческому и культурному наследию многонационального народа Башкортостана.
Мною сформулирована основная идея: Процесс активизации учебно – познавательной деятельности на уроках истории и культуры Башкортостана является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. Познавательная активность обеспечивается за счет:
- внедрения эффективных педагогических технологий;
- постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
- использования информационно-коммуникационных технологий;
- организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у обучающихся интереса к знаниям.
Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету. Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического материала производит использования литературного материала.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и культуры Башкортостана текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в творческой деятельности различные источники информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.
Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности обучающихся.
Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал. В процессе демонстрации презентации обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.
Значительную роль играет краеведение, включенное в современные образовательные процессы. Использование краеведческого материала на уроках истории культуры Башкортостана приобретает особую важность как фактор формирования исторического мышления школьников, познания истории культуры местного края, национального самосознания и социализации личности в целом. Историко-краеведческая работа в школе способствует осмыслению обучающимися сложных тенденций развития страны в целом и родного края, в частности, причастности к историческому развитию своей Родины.
Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока таким образом, чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!
Система школьного исторического образования переживает сегодня серьезные перемены, которые связаны с попытками пересмотреть, оптимизировать структуру и управление, содержание и формы. Современная школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ей решать стоящие перед образованием и обществом проблемы адекватной социализации личности.
На уроках истории и культуры Башкортостана я добиваюсь у обучающихся осознания сопричастности к общему (российскому) целому, к российской цивилизации («с кем мы»), ответственности за общее государство, историческое, духовное и природное наследие которое представляет собой сегодня едва ли не главный ресурс дальнейшего развития страны и её многонационального народа.
Духовный человек, прежде всего, должен знать родной язык и культуру своего народа, национальную культуру, его истоки. Изучение предмета «История и культура Башкортостана» призвано формировать у обучающихся адекватные знания по истории и культуре региона, воспитывать на этой основе патриотические чувства, приобщать школьников к исследовательской работе по краеведению.
Моим кредо в отношении преподавания истории и культуры Башкортостана является девиз «Учить детей истории так, чтобы она учила их мудрости жизни». Главное, к чему стремлюсь - прививать ребятам глубокий интерес к истории и культуре своего края , прививать каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализировать исторические факты, поиск аргументов в дискуссиях.
Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся и применение полученных знаний в жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!
Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»
Литература
1. Низамов А.Г.История Башкортостана. Методика преподавания.- Уфа: Китап, 2006.-136 стр.
2. Чигрина Э.Г., Чигрина А.И.Методические материалы к школьному курсу «История Башкортостана с древнейших времен до конца 19 века».- Уфа: БИРО, 2003.-85 стр.

Автор: Мулламухаметова Лилия Хамитовна, МОБУ СОШ №5, Республика Башкортостан, г. Сибай, учитель начальных классов
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: история, обмен опытом

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.