Преподавание духовной музыкальной культуры в современном образовании

Автор: Чуб Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, директор, учитель музыки МОУ Каменской СОШ  №1, Московская область.

 

Процесс возрождения духовной жизни российского народа, многотрудный и долговременный, как и любое духовное созидание. 

Сегодня много говорят о духовном возрождении России, о сохранении народных традиций, о том, чтов трудные минуты жизни человеку свойственно припадать к родному порогу, возвращаться к истокам. В беседах, обсуждениях, дискуссиях с учениками  младших  и в особенности старших классов выяснилось, что с историей Древней Руси дети более или менее знакомы, но очень плохо знают о том как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость, привлекает внимание и вызывает восхищение других народов. Все это послужило попытаться дать в определенной системе знания о культуре Древней Руси как об источнике прекрасного в отечественной музыке, архитектуре, живописи и других видах искусства, которые развивались вместе, взаимодействовали и дополняли друг друга.

После длительной работы с детьми появилось убеждение, что серьезный по объему курс истории русской духовной музыки и древнерусского искусства в условиях средней школы дать достаточно трудно. Важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые вызвали бы интерес к православной культуре, стимулировали бы дальнейшее самообразование, исследовательскую работу в этой области. Одновременно возникла мысль о необходимости включить знания о духовной музыкальной культуре в контекст школьной программы по музыке, предоставить детям возможность понять, что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами.

Русская духовная музыка является частью русской культуры и формировалась, в среде русских певцов.

В течении нашей многовековой истории на Руси появилось много  духовных, композиторских сочинений, ставших знаменитыми во всем мире. Величайшие композиторы написали музыку, которая обессмертила их имена в истории мировой культуры и искусства. Это великие русские композиторы М.Бортнянский, П.Архангельский, П.Чайковский, С.Рахманинов, и др. Эти произведения стали сейчас предметом пристального внимания широкой аудитории слушателей. Современные композиторы также сочиняют духовную музыку  разных жанров и стилей на духовные тексты. Но особенность развития русского духовного искусства заключается в диалогичности культуры — старое, не умирая, сосуществует с новым. Этот принцип применим и сегодня. В наше время, задумываясь над вопросами духовного воспитания, мы нередко вынуждены проделывать обратный путь – возвращаться к утраченным традициям и ценностям.

Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить ее в общеобразовательную школу?

К методике воспитательной работе в православной педагогике обра­щались многие ученые-философы, педагоги и деятели Православной Церкви. Этот опыт  востребован современными учителями, работающими в современных условиях развития России.

Но во все времена  и в современных условиях особенно,  была и остается  значимой роль  учителя. Перед учителем открыты огромные возможности:

Во-первых, сегодня образовательным учреждениям  и учителям дана возможность  вводить в учебные планы различных предметов культурологического интегрированного курса.

Во  - вторых, одним из главнейших условий  является, конечно же, личная позиция преподавателя, его духовные ориентиры. Педагогический процесс всегда был и остается личностно-ориентированным. Сегодня сложились  благоприятное взаимодействие между государством, обществом и церковью. И если мы не обратим внимание наших учеников  на существование того ценнейшего нравственного, культурного, педагогического богатства, которым владеет Церковь и которое долгое время было под запретом, то придется говорить о невыполнении нами профессионального и гражданского долга.

В - третьих, учителю необходимо самосовершенствоваться в своей профессиональной деятельности. При подготовке к уроку  использовать потенциал научных разработок в области теоретических исследований по проблемам сохранения и восстановления духовного и культурного наследия России. Как человек, занимающийся научной работой, могу отметить, что увеличилось количество диссертационных исследований в области педагогики по самым разнообразным вопросам развития православной культуры. Но сегодня еще слабо выработаны образовательные модели, обеспечивающие духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Предстоят еще длительные поиски по созданию универсальных методик преподавания духовных культурологических дисциплин. Мы с  вами очевидцы тех событий, когда в нашей стране происходит объединение  работников образования: ученых, практиков, учителей, общественных деятелей и  представителей Русской православной Церкви на научно-практических  конференциях, Образовательных чтениях, проводимых Русской Православной Церковью в сотрудничестве с Министерством Образования, светскими учебными заведениями. На этих встречах ведётся предметный разговор между известными учеными, деятелями культуры, представителями духовенства, просто учителями о важности и необходимости ведения духовно-нравственных уроков в образовательные учреждения России.

Духовно-нравственное воспитание в каждой школе решается по-своему.

В Каменской средней общеобразовательной школе №1 Московской области Дмитровского района, раздел Духовной музыкальной культуры присутствуют в учебниках Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной «Музыка» для 1-7 классов. В Дмитровском районе появился учебник «История. Московская область. Дмитровский район». По составленным картам ученики могут наблюдать о месторасположении Православных храмов, монастырей, старинных усадеб, памятников архитектуры и зодчества. Именно с этими памятными местами связана культурологическая, духовная жизнь выдающихся  людей. Ведется преподавание  предмета «Духовное краеведение Подмосковья», автор Шевченко Л.Л. Актуальность изучения этого предмета продиктована временем.

В процессе обучения ставятся следующие задачи:

1. Дать школьникам знания об истории христианской православной культуры;

2. Дать знания о христианской нравственной культуре на примерах жития святых и героев Отечества;

3. Сформировать качества патриотизма и гражданственности;

4. Сформировать уважительное отношение к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры.

Все эти учебные комплекты интересны тем, что они наполнены духовным содержанием, в  них представлено одно из новых направлений в современном образовании – межпредметная интеграция. Среди многообразных видов интеграции наиболее доступной для учителя формой является интегрированный урок. В то же время нести знания детям может педагог духовно просвещенный. Применяя интеграционные методы на уроке, учитель должен обладать огромным кругозором, быть компетентным не только в музыкальной области, но и  в истории, литературе, живописи, иконографии.

Считаю, что педагогическая деятельность будет успешной, если учитель:

- хорошо знает историю Отечества, чтит святоотеческое наследие;

- любит детей, уважает их внутренний мир;

- при подготовки урока опирается  на исторические факты, научные данные;

- использует иллюстративный материал (изобразительный, литературный, музыкальный);

- привлекает учащихся к самостоятельной исследовательской  и творческой деятельности;

- чередует теоретические занятия с посещением Святых мест, Храмов, художественных галерей,  музеев.

Учебно-методический комплект «Музыка» авторы Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. наполнен духовно-нравственным содержанием.

В разделе «О России петь – что стремиться в храм» прослеживаются самостоятельные линии:  святые земли Русской и значимые праздники православной церкви. Разнообразна тематика уроков «Великий колокольный звон», « Звучащие иконы», «Твоё православное имя».

Учащиеся с увлеченностью проводят исследовательскую работу при подготовке интегрированных уроков, самостоятельно подбирают наглядный материал для выпуска учебных фильмов и создания слайдовых презентаций. 

Тематика уроков расширяется и углубляется на, школьных мероприятиях празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы.

Часто считается, что рассказ учителя и так хорош - сам по себе, и дети будут естественно вдохновляться им, иначе и быть не может. Это заблуждение. Если он поделится со своими учениками тем, что задело его лично, то его рассказ тольковыиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, из так называемых «дидактических соображений», то результат труда сведется к нулю.

Образовательная система в области гуманитарных  дисциплин, столкнулась с явлением, когда ученики, зачастую на порядок лучше и способнее владеют самыми современными технологиями в получении информации в сравнении с учителем. Сегодня практически каждый ученик владеет компьютером.

В этих условиях, преподавателю самому необходимо в совершенстве владеть современными компьютерными технологиями, музыкальными программами, используемыми в образовательном процессе.

Появляется множество электронных цифровых ресурсов: библиотека «Кирилла и Мефодия», «Библейская энциклопедия», и др. Необходимо комплексно использовать наглядность, технические средства обучения, не забывая, однако, о мере и их качестве, чтобы не затмить техникой образ святого, красоты православных храмов. Нужно показывать соответствующие фильмы, альбомы. Нельзя забывать, что современные дети, подчас оторваны от культурного наследия Отечества.

Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. На чем должен основываться патриотизм наших детей? Конечно, на хорошем знании родной истории, духовной культуры, традиций своего народа. Дети должны с нашей помощью научиться не только любить свою родину, ее культуру, но и критически оценивать все коллизии ее непростой истории, разбираться в истории ее культуры.

Патриотическое воспитание  на уроке  ведется по направлениям:

1. История Отечества

2. Духовная культура

3. Народные традиции

Разнообразны формы работы, это: Вахта памяти, уроки мужества, Мероприятия «Деды и дети», Конкурсы «Песни в солдатской шинели», Музыкальная композиция «Колокола нашей памяти».

Музыкальная культура влияет на формирование современного школьника как духовно-нравственную личность, способную переживать, сострадать, видеть прекрасное в жизни и искусстве.

Сегодня существует реальная возможность проводить дополнительные занятия в школе не только в урочной деятельности, но и в рамках внеклассной работы. Традиционными стали праздники «Народные традиции», «Деревенские посиделки». Участники школьного ансамбля «Созвучие»  и «Свирелька» – победители музыкальных  конкурсов и фестивалей.

Диалог по вопросам духовно-нравственного воспитания заключается в поиске ответов на животрепещущие вопросы современности: «Что есть Истина, Добро, Красота? Каковы духовно-нравственные приоритеты человека XXI века?»

Культура – это, прежде всего, культура личности. И уроки духовной музыкальной культуры в школе  выступают той путеводной звездой, дающей нам духовно-нравственные ориентиры, влияя на взаимоотношение ребенка с миром: на его эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции. Человек – это храм души, а душу ребенка, как и храм, надо строить всем миром. 

 

Скачать