Данная программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы.
Программа разработанна авторским коллективом Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
Пояснительная записка
Поскольку программа «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанная Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной включает в себя все направления, изложенные в государственном образовательном стандарте 2004 года по образовательной области «Искусство. Музыка»:
- фольклор, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду людей, народные обряды и традиции, основные жанры фольклорных сочинении, традиции разных народов мира;
- духовная музыка;
- старинная музыка;
- произведения («золотой фонд») русских и зарубежных композиторов-классиков, сочинения современных композиторов).
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Образовательная область «Искусство», составляющей частью которой является музыкальное искусство, ориентирована на достижение той же цели.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на:
- развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;
- развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности;
- освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
- овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация);
- воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю (за год – 33 часа).
Цель уроков музыки в 1 классе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Главное – пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Задачи уроков музыки в 1 классе таковы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод концентричности организации музыкального материала;
- метод игры;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций»;
- метод художественного контекста.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Обучение музыкальному искусству в 1 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:
Знать/ понимать:
- роль музыки в жизни человека;
- особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки.
Уметь:
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш);
- различать характер музыки;
- узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;
- различать звучание знакомых музыкальных инструментов;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);
- участия в музыкально-эстетической жизни класса (школы).
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд:
- ценностно-смысловая ориентация учащихся,
- действие смыслообразования,
- нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные ууд:
- умение выражать свои мысли,
- разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд:
- целеполагание,
- волевая саморегуляция,
- оценка качества и уровня усвоения.
Содержание программы раскрывается в двух разделах: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Раздел 1 «Музыка вокруг нас» (1 полугодие)
Основными содержательными линиями этого раздела являются:
- музыка и ее роль в повседневной жизни человека;
- песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно–музыкальных впечатлений человека;
- знакомство с музыкальными инструментами.
Раздел 2 «Музыка и ты» (2 полугодие)
Содержание этого раздела раскрывается по следующим направлениям:
- место музыки в жизни ребенка;
- своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира;
- интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов;
- продолжение знакомства с музыкальными инструментами.
Скачать полную версию рабочей программы по музыке для 1 класса вы можете по ссылке ниже.
Admin
muzyka.doc
Размер:
102.5 Kb