В настоящее время обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
В тоже время в обществе наблюдается духовная опустошенность и низкая культура.
Произошло снижение значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» приоритетным направлением является гражданское и патриотическое воспитание. Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской позиции личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблему патриотического воспитания школьников исследовали А.В. Луначарский, Л.В. Кокуева, Н.С. Крупская, А.С. Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А. Сухомлинский, Г.Х. Полеева и ряд других ученых. Патриотические чувства нужно воспитывать с раннего детства. Необходимо, чтобы маленький человек знал больше о своей стране, её истории, гордился этой историей.
Для того, чтобы эти знания переросли в любовь к своей стране, т.е. для того чтобы у воспитанников формировались патриотические чувства, нужна кропотлива систематическая воспитательная работа как на уроках, так и во внеурочной воспитательной деятельности. Ведь, безусловно, воспитание подрастающего поколения - это залог хорошего будущего развития страны.
Обеспечение позитивной социализации подростков, воспитание детей гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личностный потенциал – это стратегия деятельности центра внешкольной работы «Диалог».
Взаимодействие школы, учреждений дополнительного образования с детскими общественными объединениями выступает средством повышения эффективности воспитания. Вот уже на протяжении ряда лет в г. Тольятти центр «Диалог» совместно с педагогами школ города внедряют программу детских объединений младших школьников «Волгарята».
Данная программа приобщает детей к изучению родного края, его традиций, людей, которые живут рядом и приумножают богатства города. В основу программы положен метод длительной игры, названной ещё в 20 – е годы педагогом И.П. Жуковым «гениальным изобретением педагогики».
Основное направление игры – краеведение. На протяжении всего периода игры-путешествия приобретение и освоение знаний и навыков по краеведению идет с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе их жизненного и социального опыта.
Игра начинается с появления старинного сундучка (бутылки, кувшина) с манускриптом, в котором написано, что в одной из пещер Жигулевских гор находится некий клад. Этот клад позволит сделать мир лучше и добрее.
Но он доступен лишь тем, кто может выдержать все испытания, ведущие к нему, и получит в помощь - Семь Ключей и Три Клубка. Цифры и символы «говорящие». Они напомнят участникам о традициях русского народа, фольклоре и эпосе жителей нашего края. Цифры семь и три выбраны не случайно, так как они являются символами русского народа («В тридевятом царстве, в тридевятом государстве», «Семимильными шагами», «Семь раз отмерь, один отрежь» и т. д.)
Ключи – помогают открыть двери в неизвестный мир, клубки – помогают найти правильную дорогу (понятия взяты из русских сказок и легенд). Семь Ключей – это знания истории своей семьи, города, края. Три Клубка – это практические навыки и умения в области туризма, здорового образа жизни и безопасности.
В процессе реализации этой программы отмечается активное желание младших школьников участвовать в совместной со сверстниками деятельности; стремление узнавать новое, интересное, неизведанное, связанного с их жизнью, с жизнью их окружающих.