Современное образование ставит перед собой достаточно много целей. Одна из которых основана на принципе ФГОС "учить не науке, а учить учиться".
Это подразумевает под собой использование навыков критического мышления.
Целью данной технологии является развивать мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни: умение применять взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, умение анализировать полученные знания.
Для того чтобы развивать данные навыки, я на своих уроках применяю разные приемы, которые позволяют детям самим приводить к тем или иным выводам, опираясь на новый материал и предшествующий личным опыт.
Одним из средств развития такого мышления является примем разработанный американским ученым и психологом Бенжаменом Блумом "Кубик Блума"
Бенжамен Блум говорил: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигали бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми".
Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. По его теории делит образовательное цели на три блока: когнитивные, психомоторные и аффективные, то есть "Знаю", "Творю", "Умею".
По разработанной технике Б. Блума данный кубик представляет собой объемную фигуру на гранях которой написаны 6 слов, являющиеся отправной точкой для ответа.
Слова написанные на гранях:
Назови
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые банальные вопросы, где обучающемуся придется назвать предмет, явление, термин и др.
Почему?
Данный блок позволяет выявить причинно- следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом и явлением.
Объясни
Уточняющие вопросы, которые позволяют проблему с разных сторон и уделить большое внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи
В данном блоке учащемуся нужно придумать свою задачу, где он может использовать то или иное правило, или предложить свое видение проблемы и свои идеи, т. е. Нужно объяснить как использовать полученное знание на практике.
Подумай
Это вопросы творческие, в которых есть элементы предположения и вымысла.
Поделись
Блок для активной мыслительной деятельности, которые обучают их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
Прием "Кубик Блума" универсален, его может использовать любой учитель-предметник
Возможны два варианта:
Первый вариант - вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии, когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Второй вариант, когда вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Когда этот навык уже отработан, на уроке ребята обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников. Вопросы на гранях кубика можно варьировать.
В свою очередь я немного усовершенствовала данный прем специально для уроков истории и обществознания.
Для уроков истории написаны такие вопросы на гранях:
На уроке обществознания так же часто применяю данный прием. Но кубик использую немного другой.
На гранях фигуры написаны такие фразы:
На своих уроках я использую данный прем критического мышления на разных типах и на разных этапах проведения занятия.
Рассмотрим на примере фрагментов урока применение мною усовершенствованного приема "Кубик Блума"
Фрагмент урока обобщения и систематизации знаний по истории теме "Политика Екатерины II
Можно для закрепления пройденного материала предоставить детям данный кубик, чтобы они вспомнили изученные темы. Должны вспомнить такие термины: Абсолютная монархия, посвящение, гетманство, секуляризация, уложенная комиссия и др.
Внутренняя политика: Реформа Сената 1763 г., губернская реформа 1775 г., Жалованная грамота городам 1785 г. и др.
Внешняя политика: разделы Польши, борьба с революционной Францией, Русско- Турецкие войны.
Личность: Екатерина II, Петр Александрович Румянцев Иван Петрович Кулибин. Алексей Григорьевич Орлов. Гаврила Романович Державин. Николай Михайлович Карамзин. Михаил Васильевич Ломоносов, братья Орловы, Павел I и др.
Вопрос от учителя:
Фрагмент урока обществознания в 9 классе по теме "Государство"
Использую Кубик Блума на уроке открытия нового знания на этапе закрепления пройденного материала.
Термины: государство, суверенитет, форма государства, форма правления, форма государственно-территориального устройства, гражданство и др.
Функции: внутренние - сохранение целостности, поддержание и охрана общественного порядка, учет и согласование социальных групп и др.
Внешние: взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах с другими странами, обеспечение обороноспособности страны.
Классификация осударств
По форме правления:
По форме территориального устройства:
По политическому режиму:
Вопросы от учителя: Какая форма государства у нашей страны? Что относиться к признаком государства?
Таким образом, использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования.
А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может быть использована на всех этапах урока, в качестве рефлексии.