Прием "Кубика Блума" для развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Современное образование ставит перед собой достаточно много целей. Одна из которых основана на принципе ФГОС "учить не науке, а учить учиться".

Это подразумевает под собой использование навыков критического мышления.

Целью данной технологии является развивать мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни: умение применять взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, умение анализировать полученные знания.

Для того чтобы развивать данные навыки, я на своих уроках применяю разные приемы, которые позволяют детям самим приводить к тем или иным выводам, опираясь на новый материал и предшествующий личным опыт.

Одним из средств развития такого мышления является примем разработанный американским ученым и психологом Бенжаменом Блумом "Кубик Блума"

Бенжамен Блум говорил: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигали бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми".

Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. По его теории делит образовательное цели на три блока: когнитивные, психомоторные и аффективные, то есть "Знаю", "Творю", "Умею".

По разработанной технике Б. Блума данный кубик представляет собой объемную фигуру на гранях которой написаны 6 слов, являющиеся отправной точкой для ответа.

Слова написанные на гранях:

Назови

Предполагает воспроизведение знаний. Это самые банальные вопросы, где обучающемуся придется назвать предмет, явление, термин и др.

Почему?
Данный блок позволяет выявить причинно- следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом и явлением.

Объясни
Уточняющие вопросы, которые позволяют проблему с разных сторон и уделить большое внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи
В данном блоке учащемуся нужно придумать свою задачу, где он может использовать то или иное правило, или предложить свое видение проблемы и свои идеи, т. е. Нужно объяснить как использовать полученное знание на практике.

Подумай
Это вопросы творческие, в которых есть элементы предположения и вымысла.

Поделись
Блок для активной мыслительной деятельности, которые обучают их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Работа с "Кубиком Блума"

  1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
  2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
  3. Если ответ дается неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

  • Воспроизведение знаний. Грань "Назови" предполагает простую репродукцию полученных знаний. Например, "Когда произошла Северная война?"
  • Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани "Почему" позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: "Почему Петр I носил прозвище Великий?"
  • Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории "Объясни", учащийся обращает внимание на все стороны рассматриваемой темы.
  • Предложение своего пути применения изученного на практике.
  • Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны "Придумай", подразумевают творческое задание.
  • Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории "Поделись" должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности.Например: "Какие эмоции вызывают события Великой Отечественной войны у тебя музыка Бетховена?"

Прием "Кубик Блума" универсален, его может использовать любой учитель-предметник

Возможны два варианта:

Первый вариант - вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии, когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

Второй вариант, когда вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Когда этот навык уже отработан, на уроке ребята обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников. Вопросы на гранях кубика можно варьировать.

В свою очередь я немного усовершенствовала данный прем специально для уроков истории и обществознания.

Для уроков истории написаны такие вопросы на гранях:

  1. Термин.
  2. Внутренняя политика.
  3. Внешняя политика.
  4. Личность.
  5. Передай ход.
  6. Вопрос от учителя.

Кубик Блума для уроков историиКубик Блума для уроков истории

На уроке обществознания так же часто применяю данный прием. Но кубик использую немного другой.
На гранях фигуры написаны такие фразы:

  1. Термин.
  2. Функции.
  3. Классификации.
  4. Передай ход.
  5. Вопрос от учителя.
  6. Вопрос от одноклассника.

Кубик Блума для урока обществознанияКубик Блума для урока обществознания

На своих уроках я использую данный прем критического мышления на разных типах и на разных этапах проведения занятия.

  1. На занятиях обобщения и систематизации знаний, применяю данную технологию для закрепления пройденной темы.
  2. На уроках открытия нового знания использую метод на этапах первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с проверкой по эталону, включения в систему знаний и повторения и так же на этапе рефлексии.

Рассмотрим на примере фрагментов урока применение мною усовершенствованного приема "Кубик Блума"

Фрагмент урока обобщения и систематизации знаний по истории теме "Политика Екатерины II

Можно для закрепления пройденного материала предоставить детям данный кубик, чтобы они вспомнили изученные темы. Должны вспомнить такие термины: Абсолютная монархия, посвящение, гетманство, секуляризация, уложенная комиссия и др.

Внутренняя политика: Реформа Сената 1763 г., губернская реформа 1775 г., Жалованная грамота городам 1785 г. и др.
Внешняя политика: разделы Польши, борьба с революционной Францией, Русско- Турецкие войны.

Личность: Екатерина II, Петр Александрович Румянцев Иван Петрович Кулибин. Алексей Григорьевич Орлов. Гаврила Романович Державин. Николай Михайлович Карамзин. Михаил Васильевич Ломоносов, братья Орловы, Павел I и др.

Вопрос от учителя:

  1. На заседании какой комиссии Екатерина II представила свой "Наказ"? В каком году это произошло? (На заседании Уложенной комиссии в 1767 г.)
  2. Какие права были предоставленны дворянам по Жалованной грамота 1785 г.? (Освобождение дворян от налогов и обязательной службы, неограниченное право владение имуществом и крепостными, разрешение на проведение дворянских собраний и ведения родовых книг)
  3. Кого Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"? (Екатерина II после прочтения книги "Путешествие из Петербурга в Москву" назвала так ее автора Александра Радищева) и др.

Фрагмент урока обществознания в 9 классе по теме "Государство"

Использую Кубик Блума на уроке открытия нового знания на этапе закрепления пройденного материала.

Термины: государство, суверенитет, форма государства, форма правления, форма государственно-территориального устройства, гражданство и др.

Функции: внутренние - сохранение целостности, поддержание и охрана общественного порядка, учет и согласование социальных групп и др.

Внешние: взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах с другими странами, обеспечение обороноспособности страны.

Классификация осударств

По форме правления:

  • Монархия.
  • Республика.

По форме территориального устройства:

  • Унитарное.
  • Федеративное.

По политическому режиму:

  • Демократические.
  • Авторитарные.
  • Тотолитарные.

Вопросы от учителя: Какая форма государства у нашей страны? Что относиться к признаком государства?

Таким образом, использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования.

А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может быть использована на всех этапах урока, в качестве рефлексии.

Размер:
75.56 Kb
Скачали:
25