Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему мыслить самостоятельно.
Ромашка Блума - это один из приемов технологии развития критического мышления, то есть система вопросов.
Критическое мышление – важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На развитие критического мышления влияет умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию. Педагогический прием "Ромашка Блума", создателем которого является американский психолог Бенджамин Блум, хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Ромашка Блума состоит из 6 уровней познавательной деятельности, то есть из 6 лепестков
Этот прием ценится не только универсальностью, поскольку подходит для всех классов, но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает творчески работать над текстом.
Прием развития критического мышления уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
Такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
1. Простые вопросы
Здесь используются самые простые вопросы: кто? что? когда? где? как? Для ответа на них требуется знание фактического материала. Ключевым словом является слово "Назови". Ученику предлагается просто назвать героев, предмет, явление, термин и т.д.
«Репка» |
«Листопад» |
1. Назовите главных героев сказки «Репка». 2. Что посадил дед? 3. Где родители внучки? |
1. Назовите основные образы стихотворения И.Бунина «Листопад»". (Лес - терем и Осень - Вдова) 2. Назовите главную героиню стихотворения. |
Используя простые вопросы Блума на уроках русского языка и литературы, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста и заполнить таблицу "Да-Нет". Это языковой диктант по любому разделу, это та же игра "Читай-город" по характеристике того или иного героя, проверка знаний тропов.
Вопросы |
Да |
Нет |
1. Посадил дед картошку. |
|
нет |
2. Посадила репку баба. |
|
нет |
3. «Лес, точно терем расписной» - сравнение. |
да |
|
4. «Листопад» напоминает левитановские картины: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Осень» |
да |
|
2. Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Здесь ключевым является слово "Объясни". Дополнительные фразы помогают сформулировать вопросы этого блока. Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
«Репка» |
«Листопад» |
1. Ты уверен, что дед прав, посадив репку? 2. Ты действительно думаешь, что это прокормит его большую семью?
|
1. Можно ли считать, что Осень-вдова-это олицетворение одинокого старого человека?» 2. Ты говоришь, что образ вдовы как никогда ясно характеризует образ осени? 3. Ты уверен, что Осень уходит, чтобы дать жизнь лесу весной? |
3. Интерпретационные вопросы
Интерпретационные (объясняющие) вопросы помогают получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Это блок вопросов позволяет описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Большинство из них строятся со словом: "Почему …?"
«Репка» |
«Листопад» |
1. Почему дед посадил именно репку, а не картошку? 2. Почему дед, взрослый человек, не может вытянуть репку? 3. Почему внучку позвала бабка, а не дед? |
1. Почему Осень заперлась в тереме своем? 2. Почему она оставила терем свой раскрытой? |
4. Творческие вопросы
В творческих вопросах всегда присутствует предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу "бы" или начинается со слова: "Придумай…" Придумай - это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
«Репка» |
«Листопад» |
1. Придумай, то случилось бы с дедом, если он посадил картошку (морковь или капусту)? 2. Придумай, что случилось бы, если б репку не вытащили? 3. Придумай, что изменилось бы, если бы вместо внучки в сказке был внук? |
1. Придумай, как бы ты изобразил через рисунок название стихотворения «Листопад»? 2. Придумай, что было бы, если Осень-вдова осталась навсегда в лесу?
|
5. Практические вопросы
Ответы на практические вопросы помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Удобно начинать такой вопрос со слова: "Предложи…" Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.
«Репка» |
«Листопад» |
1. Предложи, что выгоднее было бы посадить деду? 2. Предложи, какую вкусную еду можно приготовить из репки? |
1. Где в жизни можно наблюдать такое явление, которое описывает Бунин в «Листопаде»? 2. Для чего тебе может понадобиться знание трех этапов жизни Осени-вдовы? |
6. Оценочные вопросы
Оценочные вопросы обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
А также позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: "Поделись …". Поделись - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
«Репка» |
«Листопад» |
1. Поделись, как ты относишься к тому, что в сказке ни у кого нет имени, а только у собаки? 2. Поделись, это хорошо или плохо, что собака с кошкой, кошка с мышкой не враждуют?
|
1. Как определить, каким образом лучше поступить: бороться за жизнь до конца или же, как осень, тихо уйти? 2. Поделись, что ты почувствовал, когда осень-вдова покидала лес? 3. Поделись, какую из картин Левитана ты вспомнил, наблюдая за уходом Осени из леса? |
Работая над этой технологией, мы научились с 5-6 классами делать построчный анализ текстов, а со старшими практикуем имманентный анализ стихотворения. Это очень хорошее подспорье при подготовке к научным конференциям. У нас нет проблем с выбором тем при подготовке к ним.