Современный методический инструментарий, которым вооружен думающий, творческий учитель, позволяет сегодня решать многие сложные педагогические и творческие задачи.
Примеров творческого подхода в реализации поиска оптимальных решений для успешного обучения младших школьников очень много.
В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрытие субъективного опыта учащихся, использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.
Одна из технологий, которую я использую - игровая технология - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, на формирование у них специальных умений и навыков в игровой форме.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы и значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в современном мире? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.
Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к игре, в общем, самые простые, и главное из них — исходить из потребностей ребенка, его увлечений. Игры, предлагаемые детям, должны быть посильны для понимания, а главное - интересны по теме и содержанию.
Перед каждым учителем стоит вопрос, как сделать так, чтобы ученики шли в школу с желанием, чтобы им хотелось учиться, и учение было с увлечением. Сегодня я хочу поделиться опытом и рассказать о применении самодельной игры "Эрудит", которую придумала и начала создавать в далеком 2002 году.
Для игры "Эрудит" потребуются следующие атрибуты:
Правила игры "Эрудит"
Ведущий (учитель) объявляет о начале игры, дает первому участнику в руки мягкую игрушку (кубик) и читает вопрос. Отвечать на заданный вопрос имеет право только тот ученик, у которого в руках кубик. Остальные молчат, даже если знают ответ и очень хотят ответить, поднятая рука не учитывается.
Поначалу, особенно шестилетки, некоторые дети выкрикивают правильный ответ, но это считается нарушением правил игры и ребенок-нарушитель балл не получает, а лишается хода, когда до него доходит кубик (если баллов у него еще нет) или лишается ранее заработанного балла.
Итак, учитель задает вопрос, отвечает на него только тот ученик, у которого в руках находится кубик. За правильный ответ ребенок получает балл, т.е. учитель ставит палочку напротив фамилии этого игрока, а кубик передается очередному участнику. Учитель зачитывает следующий вопрос. Так игра продолжается некоторое время (10-20 или более минут).
Учащимся 1-2 классов достаточно набрать три балла, т.е. ответить на три вопроса, и они станут победителями игры. Учащимся 3-4 классов надо ответить на пять вопросов. Учитель отмечает в списке набранные участниками баллы. Как только кто-то из игроков набирает нужную сумму баллов, ведущий перечеркивает ее и объявляет победителя, например: "Иванов Андрей – победитель!"
Став победителем, ребенок под аплодисменты участников подходит к учителю и достает из коробочки записку с указанием выигранного приза. Игроку вручается этот приз, и игра продолжается. Победитель набирает баллы заново. Когда игра заканчивается, то ведущий помечает в списке, на ком остановилась игра – этот ученик будет отвечать первым в следующий раз.
Как же формируется банк вопросов?
На помощь приходят сборники загадок, детские журналы, методички и учебники по изучаемым данным классом предметам. Я – большая любительница кроссвордов и сканвордов, поэтому, занимаясь хобби, выписываю понравившиеся вопросы на карточки, потом сортирую по темам. Многие вопросы придумываю сама, учитывая изучаемый программный материал. Периодически объявляю ученикам, что требуется пополнить банк вопросов – дети их охотно сочиняют сами, например, по прочитанным произведениям или выписывают из различных сборников, а потом гордятся, когда в процессе игры я называю автора вопроса.
При составлении вопросов учитывается программный материал, жизненный опыт и возраст учащихся. Построение вопросов разноплановое: в стихах, в прозе, с рифмующейся отгадкой, с предлагаемыми вариантами ответов и т д.
Каждый вопрос записывается на отдельную карточку. Если вопрос предложили дети, то указывается, кто автор. Вопросы сортируются по темам, предметам и годам обучения.
Играть в "Эрудит" можно на уроке (7-10 минут, организовав повторение пройденного или своеобразный конкурс знатоков), на перемене, на классном часе, на празднике, в ГПД (группа продленного дня), в лагере (вожатым предлагаются вопросы в соответствии с возрастом), дома и на прогулке, с группами детей разных или одинаковых по возрасту в количестве от 2 до 30 человек. Время игры может варьироваться от 5 до 30 минут.
Очень отрадно, что мои ученики любят "Эрудит", а некоторые имеют похожую игру дома для развлечения родных, друзей и гостей. Загадки для каждой конкретной игры я подбираю, учитывая цель, которую ставлю: повторить программный материал по изучаемой теме на уроке русского языка, или уточнить представления детей о профессиях в рамках классного часа, или повторить правила дорожного движения – загадки будут ограничены только данной темой.
Если же моя цель - развлечь детей (во время прогулки, на утреннике, на классном часе), тогда это будет "винегрет" из загадок, разных по тематике и уровню сложности.
В конце учебного года или лагерной смены самые результативные игроки награждаются "Дипломами победителя игры "Эрудит" 1-ой, 2-ой или 3-ей степени".
Таким образом, игра "Эрудит" является средством стимулирования познавательной активности младших школьников, активизирует мыслительные процессы учащихся, заставляет думать, анализировать и искать информацию, способствует лучшему усвоению программного материала, развивает внимание, формирует стремление к победе, готовит к написанию ВПР и очень дисциплинирует участников.
Кроме того, использование мягкой игрушки, которую дети усердно жмут и мнут, обдумывая ответ, способствует снятию эмоционального и физического напряжения.