По статистике в настоящее время наибольший рост заболеваемости среди детей подросткового возраста отмечается так называемых "школьных" болезней, зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения осанки, зрения, болезни органов пищеварения.
Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов.
Поэтому существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора воздействия на физическое развитие школьников и укрепления их здоровья.
При организации учебной работы учитель физкультуры в сельской школе сталкивается со многими проблемами, а именно: малокомплектность школы, малая наполняемость классов (5-12 человек), отсутствие или малое количество параллельных классов.
Из-за небольшого количества учеников в классах на уроках физкультуры часто объединяют два класса. Объединение обычно происходит таким образом: 2-3 классы, 4-5 классы, 6-7 классы, 8-9 классы. В 1 классе занятия проходят отдельно. В результате, учителю приходится работать с разновозрастными группами школьников. Такие занятия имеют свою особенность.
Так, например, разминка проводится с каждым классом на своей половине зала, также задания нередко даются разным классам отдельно, и, как правило, интенсивность урока снижается. Необходимо организовать урок физкультуры так, чтобы разновозрастные дети могли работать на уроках вместе. К тому же нужно заинтересовать детей разного возраста и с разным уровнем физической подготовки, т.к. унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на "среднего" ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает.
Таким образом, необходимо изменять форму занятий, делая их интереснее и увлекательнее. Такие занятия называют нестандартными. Они призваны развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.
Использование народных игр на уроках физкультуры в школе является одной из возможностей сделать уроки необычными. В народных и подвижных играх ярко отражены образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. Игры несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным и вещественным окружением .
Подвижные игры хороши тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями, что является очень важным для здоровья. Отсутствие в подвижных играх строго регламентированных правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго ограниченное (по размерам) поле, привлекает к подвижной игре всех независимо от возраста, способностей и подготовки, что очень важно для малочисленных классов.
Поэтому народные подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического воспитания детей. Некоторые народные игры как, например, "Лапта", "Городки", являются не просто подвижными играми на уроке физкультуры, а интересными видами спорта.
Лапта - универсальный вид спорта: здесь нужно быть быстрым, выносливым и ловким, но при этом нужно разбираться в тактике и стратегии. Эта спортивная игра подходит для занятий в сельской школе. Для игры в лапту не требуется большая площадка, в нее можно играть в спортивном зале школы или на спортивной площадке, если позволяет погода.
Кроме того, не требуется дорогостоящий спортивный инвентарь, что также важно для сельской школы: достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту. Еще одним преимуществом лапты является ее простота. Школьники средних классов буквально за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту. Эту игру можно организовать для мальчиков и девочек разного возраста.
Учащихся младших классов в этой игре больше всего увлекает игровое действие. Для школьников среднего звена главное - стремление к победе. Этот вид спорта малоконтактный, поэтому травмы тут встречаются редко. Элементы игры способствуют подготовке детей к бегу, метанию, ловли и подбору мяча, что способствует развитию координационных и кондиционных способностей. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребенок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя.
А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребенка.
Участвуя в игре "Лапта" и других народных играх (особенно командных), дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга. Они становятся дисциплинированными, переживают радость от достигнутого результата, вместе переживают неудачу.
С помощью народных игр дети привлекаются и к общественно-полезному труду. Ведь и места для проведения игр, и необходимый инвентарь школьники готовят сами. При использовании народных игр на уроках физкультуре в школе у детей вырастает сплоченность в классном коллективе, улучшаются взаимоотношения, укрепляются дружеские связи, что является эффективным средством для развития мотивации, оздоровления и социальной адаптации учащихся на уроках физкультуры, благоприятно воздействует на развитие физических качеств, и играет большую воспитательную роль.