Формирование экологической культуры в процессе использования дидактической игры

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов. Сейчас очень много проблем, связанных с экологией во всем мире.

Младший школьный возраст является самоценным в формировании экологической культуры. В этом возрасте для ребенка огромное значение имеет игра. Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: "Без игры нет, и не может быть умственного полноценного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Традиционно - игровые методы широко используются в практике экологического образования. В играх в полной мере раскрываются творческие способности школьников, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования.

Экологическая культураЭкологическая культура

Дух состязания во все времена был надежной мотивационной основой человеческой деятельности. Не удивительно, что различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у школьников.

Экологические игры - это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Особенно эффективны игры на уроках природоведения, которые не только представляют учащимся возможность получить определенные знания, но и воспитывают в них экологическую грамотность, активизируют их интерес к проблемам защиты окружающей среды, формируют нравственные качества личности. А также рассчитаны не столько на улучшение естественнонаучных знаний, сколько на личностное самовыражение, самоопределение, понимание самого себя и познание других.

Конкурс - аукцион, представляет собой серию тематических вопросов и заданий, которые предлагаются участникам состязания, которые соревнуются в лучшем знании какой-либо проблематики ("Человек и природа", "Жизнь водоемов", "Роль насекомых в экосистеме" и т. п.). Ведущий, от которого требуется соответствующая компетентность, объявляет задание и выставляет разыгрываемый приз (например, лупу или набор открыток с изображением насекомых). Предлагается перечислить хищных насекомых.

- Жужелица, - отклик из аудитории.
- Жужелица, раз! - удар ведущего молоточком по столу,
- Жужелица, два!
- Жук - плавунец!

И так далее, пока молоток ведущего не ударит трижды, а участник, назвавший последним правильный ответ, не получит приз.

Конкурс - марафон проводится таким образом, что участники проходят по "маршруту", состоящему из этапов - станций ("Лес", "Озеро", "Болото", "Зоопарк", "Дендрарий" и т. д.).

На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают на вопросы и получают соответствующие очки (в виде жетонов). Побеждает команда, участники которой наберут больше очков. Можно определять победителя и в индивидуальном зачете. Конкурс - марафон позволяет участвовать в состязании, в принципе, достаточно большому числу команд. Недостатком является неудобство для зрителей, которые не могут следить за всем сразу.

Игра "Всемирное рыболовство" обучает оптимальной стратегии использования природных ресурсов и предназначена как для старшеклассников, так и высших руководителей.
Ряд имитационных компьютерных экологических игр создан и российскими специалистами ("Цена нефти" - А. В. Щербаковым, "Лес и лоси" - Е. Н. Букваревой и И. Б. Бессоновым и др.).

Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова ее цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.

Важнейшими этапами игры служат ее планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

  • Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.
  • Наметить роли учеников.
  • Предусмотреть необходимый "реквизит", справочные материалы и т.д.
  • Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.
  • Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.
  • Решить, как использовать результаты игры.

Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.

Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах. Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Учителю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями. Но не может быть "правильных" и "неправильных", "лучших" и "плохих" путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной.

Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложности, ориентируясь, на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее трудоемки, их можно использовать систематически. Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности.

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира

Но это все теория, как же и что я делала на практике.

На уроках окружающего мира, мы работали с учебником А. А. Плешакова "Мир вокруг нас" 3 класс. Главная отличительная черта авторских программ А. А. Плешакова - экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.

Курс 3-го класса включает в себя разделы: "Как устроен мир", "Эта удивительная природа", "Мы и наше здоровье", "Наше безопасность", "Чему учит экономика", "Путешествие по городам и странам".

В каждом из разделов помимо теоретических и практических знаний, отводятся блоки знаний по экологии. При изучении темы "Охрана природы", я предложила учащимся ряд игр, чтобы сделать процесс обучения более интересным.

Мною была проведена игра "Возвращенный лес", исходя из критериев И. В. Цветковой, я формировала у детей готовность помогать природе и заботиться о ней.

Цель: посредством подсчетов узнать сколько нужно посадить деревьев, чтобы оправдать количество бумаги, истраченное за учебный год, после подсчета, при подходящей погоде заняться восстановлением утраченного леса. Дети с удовольствием включаются в подсчет результатов, сразу вспоминают самолетики, которые были никому не нужны, а сделаны просто так, для забавы. Потраченная бумага на записки, которые писались просто для смеха и т.д.

Игра "Жалобная книга природы"
Посредством этой игры мы так же формировали готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней.

Цель игры: создать книгу жалоб близлежащего к школе парка, записывать в нее жалобы, поступающие от растений и животных там обитающих. При проведении данной игры надо быть очень внимательным учителю, так как ученики начинают ябедничать друг на друга, кто что сломал, намусорил, нахулиганил. Поэтому важно объяснить какие и от кого должны поступать жалобы.

При изучении раздела "Эта удивительная природа" я предлагаю дополнить его игрой "Магический кубик".
Цель: систематизация и закрепление знаний об экологических связях, которые существуют в природе, а также развитие потребности помогать природе и заботиться о ней (критерии И. В. Цветковой).

Ход игры: форма организации зависит от замысла учителя и от целей, которых он хочет достичь. Учащимся дается кубик на каждой грани кубика название природной зоны. Так же есть карта путешествия. При правильном ответе на вопрос о той зоне, которая выпала на грани, участники продвигаются вперед по карте. Эта игра очень увлекла детей на первом занятии и ученики испытали потребность в таких путешествиях на следующих уроках, мы только меняли темы и цели.

Еще данный раздел можно дополнить игрой "Экологическая профессия". Так как в этом разделе учащиеся знакомятся с ролью заповедников, ботанических садов, зоопарков, их ролью в охране растений и животных.

Цель игры: познакомить учащихся с профессиями, которые имеют экологическую направленность. К их числу можно отнести работу егерей, сотрудников заповедников, зоопарков, экологических служб.

Данную игру можно построить в виде "парада профессий", где дети защищают выбранную ими профессию, доказывают и рассказывают в чем экологичность данной профессии. Все это проходит в соревновательной форме. Ученики также демонстрируют рисунки, возможно сценки, детская фантазия неистощима.

Ученики не просто подготовили доклады, но и продумывали костюмы, объясняли, почему применили те, или иные цвета, конечно же, в организации, проведении и подготовке мероприятия большую помощь оказали родители. Они помогали детям в оформлении выступления, оказывали поддержку при выступлении, выступали в роли болельщиков.

Я считаю, что данные игры будут благоприятно влиять на учебный процесс, и будут способствовать формированию экологической культуры младших школьников.

Почти все учителя, применявшие игру на уроке, отмечают, что игра - это один из методов обучения, ее не следует, как переоценивать, так и недооценивать. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Как уже говорилось, эффективной будет та методика, которая вызывает интерес, вовлекает ребенка в определенный вид деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом