На сегодняшний день одним из приоритетных направлений является интеграция людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в полноценную социальную жизнь. Наша школа работает с детьми, у которых в силу заболевания недостаточно сформированы навыки социальной жизни.
Поэтому для нас важна максимально возможная интеграция ребенка с ОВЗ в социальную жизнь общества.
Перед учителями стоит задача сформировать у детей знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. В связи с особенностями развития, у детей с ограниченными возможностями не происходит спонтанного усвоения общественного опыта, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.
Они выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания. Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых.
Цель сюжетно-ролевых игр: развивать и обогащать социальный опыт, развивать интерес, учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форме усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально – бытовым навыкам.
Игра - основная деятельность детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Игра является формой активного, творческого, отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию деятельности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка.
В рабочей практике я часто организую сюжетно-ролевые игры. Иногда игры приводят к самым неожиданным результатам. Ученик Д на первом году обучения очень любил пластилин с тактильной точки зрения. Ему нравилась
фактура пластилина, но лепка его не прельщала. После серии игр "Мы едем в гости" я заметила, что он не просто лепит персонажей, чего раньше не было, а создает целые сюжетные линии.
Многие сюжетно-ролевые игры несут практическую нагрузку. Например, игры "Магазин" и "Мы играем в доктора".
После серии игр в "доктора" дети меньше боятся визитов в медицинские учреждения. Данные визиты ассоциируются с игрой и уже не вызывают сильного страха. А игры в "магазин" формируют у детей понятие "деньги". Родители апеллируют к отсутствию денег и ребенок более спокойно воспринимает то, что он не получит желаемого.
Я сама принимаю непосредственное участие в игре. Выполняю определенную роль, осторожно направляю развитие игры, отношения детей. Что же происходит с игрой? Стало общим методом утверждения, что детей надо учить играть. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все "как будто", "понарошку".
Ребенок может стирать кукольную одежду воображаемым мылом, может быть "врачом" и "лечить" больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой "взрослой" профессии... Все эти "возможности" сюжетной игры расширяют практический мир детей, и обеспечивает ему внутренний комфорт.
Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей. Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что: