Сюжетно-ролевые игры в детском саду с детьми с ОВЗ

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений является интеграция людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в полноценную социальную жизнь. Наша школа работает с детьми, у которых в силу заболевания недостаточно сформированы навыки социальной жизни.

Поэтому для нас важна максимально возможная интеграция ребенка с ОВЗ в социальную жизнь общества.

Перед учителями стоит задача сформировать у детей знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. В связи с особенностями развития, у детей с ограниченными возможностями не происходит спонтанного усвоения общественного опыта, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.

Они выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания. Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых.

Цель сюжетно-ролевых игр: развивать и обогащать социальный опыт, развивать интерес, учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форме усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально – бытовым навыкам.

Основные функции игры:

  1. Развлекательная - основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, побудить интерес.
  2. Коммуникативная - игра вводит ребят в реальный контекст человеческих отношений, способствует развитию речи.
  3. Самореализация в обществе - игра важна как сфера реализации себя как личности.
  4. Игротерапевтическая – игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.
  5. Коррекционная – коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
  6. Диагностическая – это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие. 
  7. Социальная – формирование личности как полноправного члена коллектива.

Игра - основная деятельность детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Игра является формой активного, творческого, отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию деятельности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.

Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка.

В рабочей практике я часто организую сюжетно-ролевые игры. Иногда игры приводят к самым неожиданным результатам. Ученик Д на первом году обучения очень любил пластилин с тактильной точки зрения. Ему нравилась
фактура пластилина, но лепка его не прельщала. После серии игр "Мы едем в гости" я заметила, что он не просто лепит персонажей, чего раньше не было, а создает целые сюжетные линии.

Сюжетно-ролевая игра в "Магазин"Сюжетно-ролевая игра в "Магазин"

Многие сюжетно-ролевые игры несут практическую нагрузку. Например, игры "Магазин" и "Мы играем в доктора".

После серии игр в "доктора" дети меньше боятся визитов в медицинские учреждения. Данные визиты ассоциируются с игрой и уже не вызывают сильного страха. А игры в "магазин" формируют у детей понятие "деньги". Родители апеллируют к отсутствию денег и ребенок более спокойно воспринимает то, что он не получит желаемого.

Сюжетно-ролевая игра в "Доктора" c детьми с ОВЗСюжетно-ролевая игра в "Доктора" c детьми с ОВЗ

Я сама принимаю непосредственное участие в игре. Выполняю определенную роль, осторожно направляю развитие игры, отношения детей. Что же происходит с игрой? Стало общим методом утверждения, что детей надо учить играть. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все "как будто", "понарошку".

Ребенок может стирать кукольную одежду воображаемым мылом, может быть "врачом" и "лечить" больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой "взрослой" профессии... Все эти "возможности" сюжетной игры расширяют практический мир детей, и обеспечивает ему внутренний комфорт.

Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей. Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что:

  • в игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ.
  • формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
  • систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности.
  • игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать "хозяином" своей деятельности.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом