Организация жизни и деятельности дошкольников в разновозрастной группе малокомплектного детского дома

Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей малокомплектных детских домов являются разновозрастные группы. И дошкольное отделение детского дома, в котором я работаю воспитателем двадцать пять лет, не исключение.

На сегодняшний день в моей группе «Любознайки» семеро разнополых воспитанников (4 мальчика и 3 девочки) в возрасте от 4 до 6 лет.

Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп. Поэтому потребность в транслировании практического опыта по решению проблем развития дошкольников в разновозрастном детском коллективе весьма насущна. 

Организация обучения и воспитания в дошкольных разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от воспитателя требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Кроме этого в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим.

Малыши тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие, например, интересуются более сложным материалом. Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения.

Это требует более тонкой работы воспитателя, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать развивающую среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

Особая сложность состоит в том, что приходится одновременно вести работу по программам двух-трех возрастов. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Моя задача как воспитателя – это создание максимально благоприятных условий для эмоционально насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям каждого воспитанника, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях. В целях рационального построения педагогического процесса я выделяю в своей малокомплектной группе из семи человек две подгруппы:

1 подгруппа – дети смежного возраста 4 и 4,5 лет (почти 5) – 3 человека;

2 подгруппа – дети смежного возраста 5-6 лет – 4 человека.

В соответствии с этим разделением на 1 сентября и планируется дифференцированная воспитательно-образовательная работа, ориентированная на программы двух возрастов. В основе организации учебно-воспитательной работы в группе детей от 4 до 6 лет лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной подгруппы.

В своей работе я использую фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации занятий, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. На фронтальных занятиях лучше решать более общие  задачи, а более конкретные – на занятиях с одной подгруппой детей.

При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений. Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога и детей.

Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся. В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знания и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими. Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятия являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, нравственно-волевые качества, совершенствуется работоспособность.

Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.

Занятия оказывают заметное влияние на физиологические функции организма ребенка, так как требуют от него определенных усилий, ограничения естественной двигательной активности, сохранения позы, сосредоточения внимания. Поэтому проводить занятия следует в благоприятных гигиенических и педагогических условиях, способствующих предупреждению утомления. Организация занятий должна предусматривать и пути повышения физиологических возможностей детского организма, совершенствования его выносливости.

Большинство занятий в своей группе я провожу фронтально, со всеми детьми одновременно, по одной теме, но с разным программным содержанием для каждой возрастной подгруппы. Например, на занятиях по аппликации «Фруктовый сад» дети 4 лет учатся правильно держать ножницы, вырезать фигуры по силуэту, наклеивать их. Дети 5-6 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию.

В соответствии с программой, ребята 4 лет должны заниматься не более 20 минут, 5 лет – 25 минут, 6 лет – 30 минут. Следовательно, дети 4 лет могут позже приступать к совместным занятиям, я же практикую их более ранний уход, начинаю всегда с малышей.

Так как все ребята занимаются в одной игровой комнате, я стараюсь заранее продумывать, что будут делать одни, пока другие занимаются. Для этого дети должны уметь играть самостоятельно в течение 8-12 минут, общаясь при необходимости и шепотом.

Следует сказать, что при делении на возрастные подгруппы нельзя забывать про индивидуальный подход. Например, если ребенок 5 лет плохо владеет навыками рисования, лепки или аппликации, то поначалу он может выполнять задания в подгруппе четырехлеток.

И наоборот, если ребенок 4 лет проявляет особые способности, ему целесообразно заниматься по программе старшей подгруппы.

При проведении занятий по подгруппам я все равно стараюсь не удалять из группы детей, которые не участвуют непосредственно в занятии. Например, на занятиях обучения грамоте я привлекаю и четырехлеток к части занятия по развитию фонематического слуха. Дети сообща отгадывают загадки, находят загаданный звук, повторяют чистоговорки и скороговорки. И, наоборот, при проведении занятия по рисованию для детей 4 лет старшие дети тоже присутствуют и выполняют усложненное задание.

Существенное значение имеет размещение мебели в комнате, учитывая, что все семеро воспитанников проживают в одной комнате-спальне. Также в их распоряжении находятся игровая комната, ванная, санузел и раздевалка. Столы и кровати расставлены по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования и, наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Кровати малышей расположены в более спокойной части спальной комнаты. Старшие дети при этом, вставая первыми и ложась последними, не нарушают сна маленьких. Столы и стулья также должны быть разных размеров. При распределении вешалок для полотенец, шкафчиков для одежды я также объясняю, что более низкими вешалками удобнее пользоваться малышам, а более высокие предназначены для старших детей. 

Метки для детей на мебели, шкафчиках, вешалках меняются по мере взросления и роста детей. Это имеет особое значение, учитывая, что наши разновозрастные воспитанники проживают в одном коллективе на протяжении не одного года. Это дает возможность ребенку почувствовать, что он уже «подрос», стал на год старше. Этот момент всегда доставляет детям большое удовольствие. 

Относительно требований к режиму дня могу сказать, что в своей работе я придерживаюсь принципа постепенного и последовательного подключения детей к режимным моментам, начиная каждый раз с более младших. Также стараюсь создавать условия для разнообразной деятельности детей в течение дня. При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинаются на 5-10 минут раньше.

В другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети. Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди на умывание и т.п. Другими словами, в режим разновозрастных групп вносятся некоторые изменения в длительность бодрствования и сна, объем нагрузок в соответствии с возрастными потребностями и возможностями ребенка.

Продолжительность и содержание утренней гимнастики различны для детей разного возраста, поэтому я провожу ее сначала с детьми 3-4 лет, затем с 5-6 летними. Относительно организации умывания могу сказать, что в первую очередь умываются малыши, старшие помогают им и учат. Так как проулка является действенным средством всестороннего развития детей, я стараюсь создавать благоприятные условия для разнообразной деятельности на воздухе для детей всех возрастных групп. Я слежу, чтобы малыши, подражая старшим, не выполняли трудные для них движения; подвижные игры с ними проводятся в середине прогулки. А со старшими – сразу после выхода или в конце прогулки.   

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают сказки, защищают от обидчика, то есть заботятся о нем.

Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Руководствуясь многолетними наблюдениями, могу утверждать, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. 

Автор: Ермилова Оксана Анатольевна, ГКУ Самарской обл. «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Искра» г.о. Сызрань (коррекционный)», Самарская область, г. Сызрань, воспитатель
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.