Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра

Новое время и новые требования определяют новые методы, формы, средства, технологии, используемые в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его индивидуальных способностей.

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования и воспитания в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства.

И одним из таких способов, способностью системы образования и воспитания отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования и воспитания.

Необходимость усвоения несовершеннолетними большого объема информации, и выработки практических навыков по ее применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения и воспитания.

В современной России происходит изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные современные технологии и стереотипные элементы образования, которые доказали свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, которую формирует для себя каждый педагог самостоятельно в зависимости от того, каких результатов ожидает он достичь.

В современном воспитании на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий в своей работе я использую:

  • Личностно-ориентированный подход;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Арт-технологии.

Цель применения перечисленных мною технологий: формирование личности ребенка из пассивного элемента в активный и созидательный субъект взаимоотношений с окружающей действительностью.

Основные направления моей работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних основываются на программах: Дополнительная общеразвивающая программа воспитательной работы "Я и мир вокруг меня" Блок "Я гражданин России" и Общеразвивающая программа дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества кружок "Волшебная бумага".

Целью блока "Я гражданин России" является формирование у несовершеннолетних основ гражданско-нравственной, правовой культуры, воспитание гордости и уважения к родному краю, Отечеству. При организации занятий использую следующие технологии: личностно-ориентированный подход; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; методы и приемы проблемного, исследовательского обучения, рефлексивный метод как элемент технологии развития критического мышления.

Личностно-ориентированный подход

Личность развивается только в процессе собственной деятельности, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Личностно-ориентированный подход к процессу воспитания – это, в первую очередь, комплексное образование, при котором воспитатель содействует развитию, как индивидуальности ребенка, так и его субъективных качеств.

Требования личностно-ориентированного подхода к воспитанию: давать информацию ребенку в диалоге; предоставлять выбор творческой деятельности; поддерживать ребенка; помогать ребенку принимать самостоятельные решения.

Особенности личностно-ориентированного подхода - отношения между детьми и взрослыми основаны на уважении друг к другу; по мере развития возможностей ребенка усложнять задания, обеспечивающие его личностное развитие; обязательно сочетать воспитание и самовоспитание; развивать самостоятельность у детей посредством организации практической деятельности, которая должна стать для него успешной.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология – это:

  • условия обучения ребенка (адекватные требования, адекватные методики, используемые на занятии);
  • рациональная организация познавательного процесса (учет возрастных, индивидуальных особенностей детей и соблюдение гигиенических требований к образовательной среде);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Для предотвращения утомляемости на занятиях использую динамические паузы, музыкальные паузы, гимнастику для глаз, дыхательную и пальчиковую гимнастики (на занятиях по развитию графо-моторных навыков с детьми в возрасте 5-7 лет), упражнения на релаксацию.

Информационно-коммуникационные технологии

Создание собственных мультимедийных презентаций для проведения мероприятий разной направленности, позволяет наглядно представить материал, эффективно реализовать возможности, заложенные в педагогических технологиях, а также позволяет экономить время проведения мероприятия и повышает интерес воспитанников к предложенному материалу, который не всегда прост для восприятия.

Игровые технологии

Игра – уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера.

Использую на занятиях по Блоку сюжетно-ролевые игры.

Ролевая игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.

Дидактические игры использую при организации индивидуальной работы с воспитанниками.

Дидактическая игра – одно из средств воспитания умственной активности детей. Выбор игры определяется воспитательными задачами занятия. Кроме того, игра должна быть доступна детям, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ребенка напряжения внимания, памяти.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения:

  • дидактическая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат.

Дидактическая задача определяется целью воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается детьми.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Организация и проведение игры. Перед тем как начать игру, воспитатель с помощью вопросов выясняет понимание ребенком материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия.

Нельзя начинать игру, не убедившись, что ребенок понял, что надо делать и что от него требуется. В процессе игры воспитатель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющего. Любая игра должна приносить ребенку удовольствие, радость, интерес.

На занятиях по Блоку использую методы проблемного и исследовательского обучения. Развитию и поддержанию познавательного интереса к предмету занятий способствует создание проблемных ситуаций, на так называемых ситуативных практикумах, которые требуют от детей активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ ситуаций.

При подготовке к занятию придерживаюсь следующего сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно-образовательной деятельности:

  • здоровьесберегающий подход – соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации занятия: температура, свежесть воздуха, рациональность освещения; чередование видов деятельности; соблюдение гигиенических и технических требований к ТСО; физминутки; психологический климат на занятии;
  • определение темы занятия детьми (проблемное обучение – создание проблемной ситуации);
  • работа по теме занятия (личностно-ориентированный подход, методы проблемного, исследовательского обучения, социо-игровые приемы);
  • представление наглядного и дидактического материала (ИКТ технологии);
  • индивидуальная, групповая работа (личностно-ориентированный подход, элементы технологии проблемного обучения – ситуативные практикумы);
  • создание ситуации успеха (личностно-ориентированный подход);
  • игровые ситуации (игровые технологии);
  • рефлексия (элемент технологии развития критического мышления.

Важной составляющей моей воспитательной деятельности является кружковая работа. Мною разработана рабочая программа кружка "Волшебная бумага". Ценность данной программы в том, что дети работают с самым экономичным подходящим материалом для детского творчества – бумагой.

Это один из самых доступных материалов, не требующих большого набора инструментов при работе с ним. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность.

Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже

Размер:
34.23 Kb
Скачали:
17

Метки к статье: обмен опытом