Конспект урока литературного чтения 2 класс "Рассказ В. Осеевой "Три товарища"

Цель урока:

  • знакомство с рассказом В. Осеевой "Три товарища";
  • создать условия для формирования нравственных понятий "зло – добро", "правда – кривда", "честь – бесчестье", для развития учебных и читательских умений.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся научатся называть фамилию автора и заголовок произведения;
  2. сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения;
  3. получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.

Оборудование: учебник "Литературное чтение", презентация.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте ребята!
- Подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро.

- Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернется к вам с радостью.
- Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

Подготовка к восприятию

- А девизом нашего урока литературного чтения будет пословица, прочитайте. (На слайде: Жизнь дана на добрые дела)
- Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем уроке? (ответы учащихся)

- Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. Но в начале урока, проведем речевую разминку.
- Для речевой разминки я приготовила скороговорку. Прочитайте ее медленно по слогам.

Испекла Иришка куклам по коврижке.

- О ком скороговорка? (Об Иришке)
- Что испекла Иришка? (коврижку)
- Что такое коврижка? (это пряник)

- Произнесите пословицу целым словом. Произносим, увеличивая темп.
- Произнесем скороговорку с разной интонацией. Ребята, слушаю ваши предложения.
- С какой интонацией вам бы хотелось ее произнести?

- Сегодня продолжим изучать творчество уже знакомого для вас писателя, который пишет о дружбе и добрых поступках.
- Прочитайте по этим буквам фамилию автора. (Читают со слайда по буквам: Осеева)

Фамилия автораФамилия автора

Беседа об авторе

- А что вы уже знаете о Валентине Александровне Осеевой? (Дети отвечают, используя слайды)

  • Родилась в Киеве в семье инженера.
  • В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.
  • 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей.

- Валентина Осеева работала педагогом и воспитателем, а на досуге сочиняла сказки, рассказы, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
- Какие рассказы Осеевой вы читали? (Рассказы: "Хорошее", "Волшебное слово")
- В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами.

- Она никого в них не осуждает, но дает хорошую установку на добрые дела.
- Сегодня мы прочитаем еще одно произведение В. Осеевой.

– Откройте стр. 139 в учебнике, прочитайте название произведения.
- Как вы думаете, о ком будет это произведение? (о друзьях)

- Сколько было друзей? (трое)
- Что вам помогло предположить содержание? (иллюстрация, заголовок)

Первичное чтение и анализ

Чтение учителем

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни)
- Назовите героев рассказа. (Витя, Коля, Миша, Володя)

- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (высказывают свое мнение)
- Какое настроение вы испытали, слушая этот рассказ.

Физминутка
(видео на экране)

Чтение по строфам

- Прочитайте, что случилось с Витей?
- Какой совет дал Коля?

- Какой совет дал Миша?
- А как поступил Володя?

Учащиеся находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли.

Характеристика героев

Работа в парах

- Какими были Коля и Миша?
- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.
- Каким был Володя? (Внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)
- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? (Теплые цвета: Красный, желтый, оранжевый)

- Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.
- Кто оказался настоящим другом? (Володя)

- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придет на помощь.

Работа с пословицами

- Какие пословицы можно соотнести с рассказом? (Дети выбирают вторую и четвертую пословицу, обосновывают свой ответ)

  • Крепкую дружбу и водой не разольешь.
  • Друзья познаются в беде.
  • Без друга в жизни туго.
  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.

Включение в систему знаний и повторение

- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ Валентины Осеевой "Три товарища")
- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, равнодушие)
- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу)

- Вспомните девиз урока. Как эта пословица была связана с уроком? (Володя поделился завтраком, значит совершил добрый поступок)
- Какое слово в пословице будет главное? (добрые)
- Попробуйте прочитать пословицу выразительно.

Итог урока. Рефлексия

- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь, произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.

Размер:
27.43 Kb
Скачали:
13