Цель урока:
Планируемые результаты:
Оборудование: учебник "Литературное чтение", презентация.
- Здравствуйте ребята!
- Подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро.
- Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернется к вам с радостью.
- Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
Подготовка к восприятию
- А девизом нашего урока литературного чтения будет пословица, прочитайте. (На слайде: Жизнь дана на добрые дела)
- Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем уроке? (ответы учащихся)
- Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. Но в начале урока, проведем речевую разминку.
- Для речевой разминки я приготовила скороговорку. Прочитайте ее медленно по слогам.
Испекла Иришка куклам по коврижке.
- О ком скороговорка? (Об Иришке)
- Что испекла Иришка? (коврижку)
- Что такое коврижка? (это пряник)
- Произнесите пословицу целым словом. Произносим, увеличивая темп.
- Произнесем скороговорку с разной интонацией. Ребята, слушаю ваши предложения.
- С какой интонацией вам бы хотелось ее произнести?
- Сегодня продолжим изучать творчество уже знакомого для вас писателя, который пишет о дружбе и добрых поступках.
- Прочитайте по этим буквам фамилию автора. (Читают со слайда по буквам: Осеева)
- А что вы уже знаете о Валентине Александровне Осеевой? (Дети отвечают, используя слайды)
- Валентина Осеева работала педагогом и воспитателем, а на досуге сочиняла сказки, рассказы, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
- Какие рассказы Осеевой вы читали? (Рассказы: "Хорошее", "Волшебное слово")
- В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами.
- Она никого в них не осуждает, но дает хорошую установку на добрые дела.
- Сегодня мы прочитаем еще одно произведение В. Осеевой.
– Откройте стр. 139 в учебнике, прочитайте название произведения.
- Как вы думаете, о ком будет это произведение? (о друзьях)
- Сколько было друзей? (трое)
- Что вам помогло предположить содержание? (иллюстрация, заголовок)
Чтение учителем
- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни)
- Назовите героев рассказа. (Витя, Коля, Миша, Володя)
- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (высказывают свое мнение)
- Какое настроение вы испытали, слушая этот рассказ.
Физминутка
(видео на экране)
Чтение по строфам
- Прочитайте, что случилось с Витей?
- Какой совет дал Коля?
- Какой совет дал Миша?
- А как поступил Володя?
Учащиеся находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли.
Работа в парах
- Какими были Коля и Миша?
- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?
- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.
- Каким был Володя? (Внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)
- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? (Теплые цвета: Красный, желтый, оранжевый)
- Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.
- Кто оказался настоящим другом? (Володя)
- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придет на помощь.
- Какие пословицы можно соотнести с рассказом? (Дети выбирают вторую и четвертую пословицу, обосновывают свой ответ)
- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.
- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ Валентины Осеевой "Три товарища")
- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, равнодушие)
- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу)
- Вспомните девиз урока. Как эта пословица была связана с уроком? (Володя поделился завтраком, значит совершил добрый поступок)
- Какое слово в пословице будет главное? (добрые)
- Попробуйте прочитать пословицу выразительно.
- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь, произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.