Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценостного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации к тексту, поисковае таблицы, карточки со словами вежливости.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
"С добрым утром !" - я кричу.
- Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке? (Два пирожних)
- Кто его автор? (Юрий Ермолаев)
Проверка домашнего задания
Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева "Два пирожних".
- Ребята, к нам на урок зашел старик Матвей. (кукла, одетая на руку)
Дед Матвей огорчен, рассказал он вот очем…
Видел Настеньку – девчонку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но… давно уже от Насти
Я не слышал слова ... (здрасте)
А слово-то такое, очень дорогое!
Встретил Митю я соседа
Встреча грустная была.
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла.
Но представьте – зря от Мити
Ждал я слова … (извините)
Он про внучку говорил:
- Экая досада,
Я портфель ей подарил
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
- Какие слова не знали дети? (Слова вежливасти)
- Прочитайте пословицу. (на доске или слайде)
"Волшебное слово помочь всегда готово".
- Как вы понимаете сысл этой пословицы?
- Зачем мы используем их в своей речи?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его автором, закрепим навык употребления в речи "волшебных" слов, узнаем, как они действуют на людей.
- Прочитайте название рассказа.
- Кто его автор? (ответы учащихся)
- Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы мечтала стать актрисой, но ее мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах, колониях для малолетних правонарушителей. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
- В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первая книга "Рыжий кот", а за книгу "Васек Трубачов и его товарищи" получила государственную премию. По повести Динка" сняты фильмы "Найди меня, Ленка" и "Раннее, раннее утро…". Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
- Посмотрите на выставку книг В. Осеевой. Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.
Прослушивание рассказа
(Чтение учителем или аудиозапись)
Словарная работа
(с использованием словарика)
- Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил.
- Стряпает – готовит пищу.
- Как вы понимаете слово "волшебник"?
Продолжение работы по теме урока
- Понравился вам рассказ?
- Чем он вам понравился?
- О ком этот рас сказ?
- Каким мы видим мальчика?
- Сердитый мальчик, красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал,ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обидь, стукнул кулаком.
- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо. Выставлются таблички с названияи плохих качеств мальчика с левой стороны от слова Павлик)
- Нравится ли он вам? (нет)
- Чем он вам нравится? (Он не воспитанный)
- Можно ли было помочь мальчику? (Можно)
- Чем? (Помочь стать вежливым)
- Кто помог Павлику? (старик)
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: "пожалуйста")
- Как нужно говорить это волшебное слово?
Чтение по цепочке. Продолжение чтения хором "Буксир" с игрой "День – ночь". (При слове "ночь" дети закрывают глаза, убирают руки с текста. При слове "день" ученики находять место втексте, де они остановились, поднимают руку. Когда все найдут место остановки , продолжается чтение. И так несколько раз)
Выборочное чтение
- Кого вы видете на иллюстрации?
- Найдите и зачитайте строки из текста, который можно отнести к этой иллюстрации.
Задание по рядам:
1 ряд: найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка. (Бабушка випрямилась. Волшебное слово ак и засияло в каждой морщинке, в глазах, улыбке)
2 ряд: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, корда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, сущенно пробормотала…)
3 ряд: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке? (За столом сразу все замовчали. Брат громко засмеялся, …)
- Каким становилось настроение людей, корда они слышали волшебное слово? (Оно становилось хорошим)
- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относиться к мальчику по-доброму)
- Можно ли старика назвать волшебником? (Можно)
- Почему? (Потому что он помог мальчику стать добрым)
- Каким стал мальчик после общения со стариком? (Выставляются таблички с хорошими качествами мальчика с права ой стороны от слова Павлик)
Добрый мальчик: смущенное доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, сидел притихший.
Работа с пословицами
- Давайте соберем пословицы о вежливости.
- К кому из героев рассказа их можно отнести?
- А тепер найдите в своих поисковых таблицах волшебные слова вежливости, и мы с их помощью сделаем это солнышко лучистым и радостным. (Учащиеся называют номер ряда и слово в нем. Учител это слово прикрепляе к солнышку в виде лучиков: добрый день, добрый вечер, добро утро, спасибо, звините, пожалуй ста, до свидания, простите, благо дарю, здравствуйте)
- Ребята, с каким произведением начали знакомитьсясегодня на уроке? ("Волшебное слово")
- Кто написал этот рассказ?
- Какие волшебные слова мы сегодня вспомнили?
- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
- Сегодня на уроке хорошо работали следующие ученики ... (Выставление оценок за урок)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа.