Цели урока:
Основные термины: персонаж, рассказ, произведение, писатель, олицетворение, текст.
- Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна.
- Урок литературного чтения я хотела бы начать с высказывания А.С. Пушкина "Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная".
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Сегодня у нас необычный урок. Главная задача – собрать мозаику, а что бы это сделать нам нужно познакомиться с новым писателем и с его произведением, а так же выполнять много интересных заданий.
- Ребята, обратите внимание на доску. Нам нужно разгадать ребус: найти одно слово среди букв.
РМЬЫЬАРАПРВРАРОДНИКДАЫЛЫ
- Что это за слово?
- Правильно, тема нашего урока Д. Досжанов "Родник".
- Сегодня мы познакомимся с этим автором и с его произведением.
- А вы знаете, что такое родник?
Родник – это естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой
- Молодцы, мы выполнили первое задание и нам открылась первая часть мозаики.
Дукенбай Досжанов – казахский писатель исторических романов и повестей. Досжанов родился в 1942 году в местности Куланчи Яны-Курганского района Кзыл-Ординской области. Окончил филологический факультет Казахского государственного университета имени С.М. Кирова. Трудовую деятельность Д. Досжанов начал в 1963 году литературным сотрудником в редакции Алма-Атинской областной газеты "Жетысу".
Здесь он работал до сентября 1966 года, затем перешел в издательство "Жазушы", где работает и поныне в должности редактора. В 1964 году издательство "Жазушы" выпустило "Первую книгу",Д. Досжанова, затем выходят его книги: "Полынь и цветы", "Тропою тулпара"
- Мы познакомились с новым писателем и открыли еще одну часть паззла.
Чистоговорка
Мясо, мята, дядя, няня
Семя, имя, тетя, баня
Мякоть, вяз, ивняк, возня
Пятка, связка, западня
- Откройте свои учебники на стра. 15. Обратите внимание на произведение, которое мы сегодня прочитаем. Оно называется – "Родник".
1 часть
- Что вызвало восхищение у героя произведения?
- Какие слова подобрал автор для описания родничка?
2 часть
- Как назвал мальчик воду из родничка?
- Что слышится мальчику, когда он встал на край оврага?
- Какое открытие сделал мальчик?
- Почему бабушка назвала родник самым лучшим в мире?
- Какими качествами наделил автор родник?
Словарная работа
- Мы прочитали произведение "Родник" и открыли еще один пазл нашей мозаики.
- Ребята, обратите внимание на правила в зеленой рамке. Давайте мы его прочитаем.
Олицетворение – это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы (дар речи, способность мыслить и чувствовать)
- Давайте попробуем найти олицетворение в тексте. Например: ворчит – бормочет родник монотонно.
- Мы познакомились с вами с новым литературным термином и открыли еще один паззл мозаики.
Физминутка "Подсолнух"
Желтое солнце на землю глядит (руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит (с поворотом справа налево нарисовать поднятыми руками дугу)
Только желтые лучи у него не горячи. (наклоны головы к правому и левому плечу)
Он растет на длинной ножке (руки на поясе, подняться на носки)
С лепесточками, как рожки (развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, черных семечек полна. (соединить над головой округленные руки)
Задание.
- Обратите внимание на страницу 16, задание № 4.
- Давайте попробуем вместе составить примеры олицетворения по картинкам.
- Вот мы и раскрыли последний паззл нашей мозаики. Что вы видите на изображение? (Родник)
Домашнее задание
- Подготовить подробный пересказ произведения "Родник".
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
- Какие произведение он написал?
- Что такое олицетворение?
- Назовите пример олицетворения.
- Я раздала вам стикеры разных цветов. На этих стикерах напишите, пожалуйста, свои впечатления от данного урока.
- Понравился ли вам урок или нет, может быть вы были очень довольны своей работой и активностью на уроке.
- Приклейте свои стикеры на собранную нами мозаику.