Конспект урока литературного чтения 2 класс "Читаем С.Я. Маршака"

Цель: развивать интерес к художественной литературе и чтению произведений С.Я. Маршака.

Задачи:

  • учить высказывать свое отношение к прочитанному, выразительно читать стихи автора;
  • формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев;
  • воспитывать любовь к родному языку, культуре речевого общения.

Ход урока

- Сегодня на занятии нас ждет много интересного. Мы будем узнавать новое, исследуя старое. А для начала, чтобы настроиться на работу, поиграем в эхо.

- Я говорю, а вы за мной повторяете.

Чтение чистоговорки

Посмотрите, как играем мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем чисто, без помехи.
Цы-цы-цы – мы, ребята, молодцы!
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок.

Ать-ать-ать – будем быстро отвечать.
Ра-ра-ра - начинается игра!
Са-са–са - в лесу бегает лиса.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Ру-ру-ру - мы закончили игру!

А теперь разминка для правильного дыхания.

Упражнения "Свеча"

- Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи. Все настроились. Можно приступать к работе.
- Ребята, посмотрите на портрет С.Я. Маршака. Это замечательный автор, стихи которого многие помнят наизусть.
- Дома и в детском саду мы очень часто читаем его произведения. Они веселые, поучительные и добрые.

- Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать, что-то хорошее, доброе и научить, как надо правильно поступать.
- Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны и внимательны.

- Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж. Семья у него была большая и очень дружная. Его отец работал на мыловаренном заводе. Мама писателя очень любила читать. Эта любовь к чтению передалась и их детям, а детей в семье было шестеро.

- Трое из них стали известными писателями. Самым известным, конечно же, стал С.Я. Маршак. Он написал много стихов для детей. Учился он в гимназии и его называли вундеркиндом. Любимым предметом С.Я. Маршака был предмет литература. Он очень любил читать. Самуил Яковлевич много путешествовал.

- Побывал в разных странах Турции, Греции, Англии. Он не только писал стихи, он еще переводил на русский язык произведения других зарубежных писателей, чтобы дети в России могли тоже их знать. Благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, "Дом, который построил Джек", и всем известную дразнилку "Робин-Бобин".

- Самуил Яковлевич очень любил детей. Он создавал для них театры и мастерские. В городе Краснодаре, где он жил, он основал "Детский Городок", где были библиотеки. Туда ходили дети, они там играли, ставили представления, смотрели разные спектакли.

- А хорошо ли вы знаете стихи Маршака, мы сейчас проверим. Догадайтесь, из какого стихотворения эти строки.

1. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. ("Багаж")

2. Пела ночью мышка в норке
Спи мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. ("Сказка о глупом мышонке")

3. Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой 5, на медной бляшке,
В синей фирменной фуражке. ("Почтальон")

4. Вместо шапки на ходу
Он одел - сковороду.
Вместо валенок - перчатки
Натянул себе на пятки. ("Вот какой рассеянный")

5. Ищут пожарные
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице.
Ищут давно и не могут найти
Парня какого-то лет 20. ("Рассказ о неизвестном герое")

Игровое упражнение "Я начну, а вы продолжайте"

Стала девочка котенка укладывать спать:
- Вот тебе под спинку – ..., (мягкую перинку)
Сверху на перинку – ... (чистую простынку)
Вот тебе под ушки - ..., (белые подушки)
Одеяло на пуху - ... (и платочек наверху)

- Из какого стихотворения строчки? (С. Маршак "Усатый-полосатый")
- Молодцы! Справились.

- Вот что писали о поэте: "У человека два возраста. Один – тот, в котором он находится. А другой – детский, соответствующий его характеру. Самуилу Маршаку давали четыре года. И, как положено четырехлетним, больше всего на свете он не любил двух вещей: ложиться спать и вовремя обедать". И, как многие дети Маршак любил сочинять загадки. Отгадайте загадки, которые сочинил Маршак.

1. Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадет.
И ни куда я не пойду
Покуда он идет. (Дождь)

2. Что такое перед нами.
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу.
И сегодня на носу. (Очки)

3. Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Потеряла зуб, зуб. (Пила)

4. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Тапочки)

5. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)

6. Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно, каждый час,
А вы, друзья - не бейте нас. (Часы)

7. В полотняной стране, по реке простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)

- Ребята, С.Я. Маршак был убежден, что хорошие книги могут помочь людям, сумеют утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее, терпеливее. Встреча с произведениями С. Маршака – это праздник для детей.
- Сегодня я хочу познакомить вас с отрывками из нового для вас стихотворения "Угомон".

Словарная работа

- Давайте выясним значение этого слова. "Угомон" - это значит успокоение от шума, возни.
- Есть в этом стихотворении и другие слова, которые не совсем понятны. Например: "нынче" - значит сегодня; "бушует" - ведет себя буйно, с необычайной силой; "бас" - это мужской низкий голос.

Чтение отрывков из стихотворения "Угомон". Беседа по прочитанному

- Ребята, понравилось ли вам произведение?
- Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?
- Кто главный герой? (Угомон)

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)
- Кто помог успокоить детей? (Угомон)
- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

- Смогли ли дети успокоить друг друга? Почему?
- А у вас случались такие ситуации?
- Какой хороший совет дал детям Угомон? (прочитаем)

- На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу)
- Повторим ее и возьмем эту пословицу за правило!

"Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!"

- Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый будет себя контролировать - будет порядок. А будет порядок и дисциплина, будут хорошие знания.
- Полностью стихотворение об Угомоне вам прочитают родители. По желанию вы можете выучить один из отрывков этого стихотворения. Мы с удовольствием послушаем.

- Давайте сделаем вывод: Чему учат произведения С.Я. Маршака? (Быть умнее, любознательнее, учат доброте, дружбе, уважать взрослых, помогать людям. Дают представления: зачем живет человек, каким он должен быть. Все произведения посвящены самому важному, незабываемому и веселому периоду в жизни человека - детству)

А закончить наше занятие хочу стихотворением Самуила Яколевлевича "Пожелания друзьям".

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
Я от души желаю вам, друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья, дается нам недешево!

Размер:
19.18 Kb
Скачали:
6