Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе.
Цель: подтвердить значение средств художественной выразительности в создании характера произведений искусства.
Задачи:
Методы и приемы: эмоциональное вслушивание, поэтизация, проблемные вопросы, беседа, художественные паузы, моделирование художественно-творческого процесса, метод эмоциональной драматургии, декламационный метод обучения.
Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Ресурсы:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
Приветствие детей и собравшихся гостей. - Я желаю всем присутствующим доброго утра и хорошего дня, а нам ребята плодотворной работы и открытия новых знаний. |
Проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
Мотивация учебной деятельности
|
Звучит песня А. Новикова и Л. Ошанина «Эх, дороги!..» в исполнении ученицы класса - Нам дороги эти позабыть нельзя!.. О каких дорогах пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о военных дорогах, о событиях войны) |
Отвечают, рассуждают, обосновывают |
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации
|
- Почему мы должны помнить о войне? Что позволяет нам хранить эту память? (искусство) - Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. - Прозвучала песня «Эх, дороги!..». Какие два вида искусства она объединила? (литературу и музыку). - Какие чувства вызвала у вас эта песня? - Что позволило песне затронуть наши сердца, вызвать эмоциональный отклик? (динамика, ритм, темп) - Всё это средства художественной выразительности |
Высказывают своё мнение, аргументируют.
Делают выводы: мелодия темп ритм лад динамика |
Постановка цели и задач урока |
- Значит тема нашего урока… - Что узнаем? - Чему научимся? (выразительному чтению, эмоциональному исполнению) |
Определяют и формулируют тему урока, формулируют цель и задачи урока |
Открытие новых знаний |
- Война... Какое страшное слово... Сколько бед и лишений она принесла. Сколько слёз было пролито в домах, куда приходили похоронки - треугольники с незнакомым почерком. Сколько жизней она унесла, порой совсем юных… - Предлагаю начать с поэзии. …Июнь 1941 года. На борьбу с фашизмом поднимается вся страна. Среди них 16 летний мальчишка - Булат Окуджава. Из 9 класса ушёл на войну. Был миномётчиком, связистом и взводным запевалой. Только через полтора года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учёбу в московской школе. По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики», с которым мы с вами сегодня познакомимся. |
|
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока.
|
Прослушивание стихотворения «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы в исполнении учителя. - Какие чувства возникли у вас во время прослушивания и после него? Благодаря каким средствам выразительности? Анализ стихотворения: - Чтобы понять глубину авторского литературного замысла, предлагаю вам самостоятельно перечитать стихотворение и подумать, на сколько частей его можно поделить. самостоятельное чтение стих-я учащимися. - Какой приём использует поэт в обращении к войне? Олицетворение Война подлая – автор видит её как живого человека, которого осуждают и ненавидят. Какие строчки повторяются? Для чего так построил стих поэт Окуджава? Лексический повтор - Сколько частей вы определили? Почему? Дети отвечают на вопрос, доказывая текстом. Анализ первой части: - Какими словами автор прощается с мальчиками? (До свидания!) - Автор желает мальчикам возвращения и встречи. О чём просит поэт мальчиков? - Постарайтесь вернуться назад. Анализ второй части: - Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым … - Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью. - Как герой стих-я показывает свою ненависть к войне из-за того, что и девочки вынуждены идти на фронт? - Что советует герой девочкам? - Какое напутствие девочкам? - Итак, стихотворение позволило нам почувствовать атмосферу военного времени. Мы можем чем-то усилить эту эмоцию? - Музыкальным сопровождением. Должна ли музыка соответствовать настроению стихотворения? Сегодня мы познакомимся с новым приемом - мелодекламацией – исполнение стих-я под музыку. Выразительное чтение стихотворения с музыкальным сопровождением. (читает один ученик класса) - А всегда ли музыка на тему войны грустная? - О войне песни могут быть строевые, шуточные, задорные, маршевые. - Предлагаю продемонстрировать маршевое настроение в нашей разминке |
Дети делятся своими впечатлениями от услышанного. Дети перечисляют известные средства выразительности. Работают с памяткой.
Определяют характер музыкального сопровождения. |
Физминутка |
«В путь!..» слова М. Дудина, музыка В. Соловьева-Седого |
Исполняют танец –марш |
Закрепление нового |
Были песни-призывы, поднимающие боевой дух Все мы любим милую “Катюшу”, Любим слушать как она поет Из врага выматывает душу, А друзьям отваги придаёт…! С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года, называя “катюшами” многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. - С каким настроением мы должны исполнить эту песню, чтобы передать её характер? |
Исполняют песню «Катюша» композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин
Анализируют средства музыкальной выразительности Хоровое исполнение |
Моделирование художественно-творческого процесса |
- Мы должны сохранять память о тех страшных событиях, чтобы такие кадры больше не появлялись никогда (демонстрация военной хроники). - Давайте смоделируем агитационный призыв с помощью видео, музыки и поэзии. - Исполним песню «Кино идёт» одновременно с видео. |
Исполняют песню «Кино идёт», автор слов и музыки Елена Плотникова на фоне кадров военной хроники |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Спасибо! Своим исполнением мы подтвердили, что искусство имеет огромную силу в жизни человека. На этом наш урок окончен. Он был посвящён 75-летию Победы в ВОВ. До свидания! |
Дети делают вывод по теме урока. |