Технологическая карта урока "Средства художественной выразительности в поэзии и музыке"

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе.

Цель: подтвердить значение средств художественной выразительности в создании характера произведений искусства.

Задачи:

  • раскрыть возможности литературы и музыки для описания образов и событий Великой Отечественной войны;
  • воспитывать любовь к Отчизне, патриотизм;
  • знакомство учащихся с произведением поэта ХХ века Б. Ш. Окуджавы "До свидания, мальчики".

Методы и приемы: эмоциональное вслушивание, поэтизация, проблемные вопросы, беседа, художественные паузы, моделирование художественно-творческого процесса, метод эмоциональной драматургии, декламационный метод обучения.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Ресурсы:

  • тексты стихотворения Б.Ш. Окуджава "До свидания, мальчики";
  • таблицы для заполнения (средства художественной выразительности);
  • ТСО (ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр);
  • авторская презентация.

Интегрированный урокИнтегрированный урок

Ход урока

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

 Приветствие детей и собравшихся гостей.

- Я желаю всем присутствующим доброго утра и хорошего дня, а нам ребята плодотворной работы и открытия новых знаний.

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности

 

Мотивация учебной деятельности

 

Звучит песня  А. Новикова и Л. Ошанина  «Эх, дороги!..» в исполнении ученицы  класса

- Нам дороги эти позабыть нельзя!..

О каких дорогах пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о военных дорогах, о событиях войны)

 

Отвечают,  рассуждают, обосновывают

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации

 

- Почему мы должны помнить о войне? Что позволяет нам хранить эту память? (искусство)

- Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

- Прозвучала песня «Эх, дороги!..». Какие два вида искусства она объединила? (литературу  и музыку).

- Какие чувства вызвала у вас эта песня?

- Что позволило песне затронуть наши сердца, вызвать эмоциональный отклик? (динамика, ритм, темп)

- Всё это средства художественной выразительности

Высказывают своё мнение, аргументируют.

 

Делают выводы:

мелодия

темп

ритм

лад

динамика

Постановка цели и задач урока

- Значит тема нашего урока…

- Что узнаем?

- Чему научимся? (выразительному чтению, эмоциональному исполнению)

Определяют и формулируют тему урока,  формулируют цель и задачи урока

Открытие новых знаний

- Война... Какое страшное слово... Сколько бед и лишений она принесла. Сколько слёз было пролито в домах, куда приходили похоронки - треугольники с незнакомым почерком.  Сколько жизней она унесла, порой совсем юных… 

- Предлагаю начать с поэзии.      

…Июнь 1941 года. На борьбу с фашизмом поднимается вся страна. Среди них 16 летний мальчишка - Булат Окуджава. Из 9 класса ушёл на войну. Был миномётчиком, связистом и взводным запевалой.  Только через полтора года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учёбу в московской школе. 

По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики», с которым мы с вами сегодня познакомимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание стихотворения «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы в исполнении учителя.

- Какие чувства возникли у вас во время прослушивания и после него?

Благодаря каким средствам  выразительности?

Анализ стихотворения:

- Чтобы понять глубину авторского литературного замысла, предлагаю вам самостоятельно перечитать стихотворение и подумать, на сколько частей его можно поделить.

самостоятельное чтение стих-я учащимися.

- Какой приём использует поэт в обращении к войне? Олицетворение

Война подлая – автор видит её как живого человека, которого осуждают и ненавидят.

Какие строчки повторяются? Для чего так построил стих поэт Окуджава?

Лексический повтор

- Сколько частей вы определили? Почему?

Дети отвечают на вопрос, доказывая текстом.

Анализ первой части:

- Какими словами автор прощается с мальчиками? (До свидания!)

- Автор желает мальчикам возвращения и встречи.

О чём просит поэт мальчиков?

Постарайтесь вернуться назад.

Анализ второй части:

- Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым …

- Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью.

- Как герой стих-я показывает свою ненависть к войне из-за того, что и девочки вынуждены идти на фронт?

- Что советует герой девочкам?

- Какое напутствие девочкам?

- Итак, стихотворение позволило нам почувствовать атмосферу военного времени.

Мы можем чем-то усилить эту эмоцию?

- Музыкальным сопровождением.

Должна ли музыка соответствовать настроению стихотворения?

Сегодня мы познакомимся с новым приемом - мелодекламацией – исполнение стих-я под музыку.

Выразительное чтение стихотворения с музыкальным сопровождением. (читает один ученик класса)

- А всегда ли музыка на тему войны грустная?

- О войне песни могут быть строевые, шуточные, задорные, маршевые.

- Предлагаю продемонстрировать маршевое настроение в нашей разминке

Дети делятся своими впечатлениями от услышанного.

Дети перечисляют известные  средства выразительности.

Работают с памяткой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют характер музыкального сопровождения.

Физминутка

«В путь!..» слова М. Дудина, музыка В. Соловьева-Седого

Исполняют танец –марш  

Закрепление нового

Были песни-призывы, поднимающие боевой дух

Все мы любим милую “Катюшу”,

Любим слушать как она поет

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт…!

С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года, называя “катюшами” многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно.

- С каким настроением мы должны исполнить эту песню, чтобы передать её характер?

Исполняют песню «Катюша» композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин

 

Анализируют средства музыкальной выразительности

Хоровое исполнение

Моделирование художественно-творческого процесса

- Мы должны сохранять память о тех страшных событиях, чтобы  такие кадры больше не появлялись никогда (демонстрация  военной хроники).

- Давайте смоделируем агитационный призыв с помощью видео, музыки и поэзии.

- Исполним песню «Кино идёт»  одновременно с видео.

Исполняют  песню «Кино идёт», автор слов и музыки Елена Плотникова на фоне кадров военной хроники

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 - Спасибо! Своим исполнением мы подтвердили, что искусство имеет огромную силу в жизни человека.

На этом наш  урок окончен. Он был посвящён 75-летию Победы в ВОВ. До свидания! 

Дети делают вывод по теме урока.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!