Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. (по группам)
- Знаете почему я давно не выкладывала видео на канал?
- Я знала, что этот час пробьет. Ни с того не с сего полетел мой ноут. Я души в нем не чаяла. Мой план починить его самой лопнул, как мыльный пузырь.
- Я помчалась со всех ног в мастерскую. Первый делом назначили диагностику. Когда я отдавала его в ремонт была угрюмая осень. Молнии распарывали небо.
- А сейчас уже пушистая зима. Воскресить его так и не удалось. Я расстроилась, как пианино, на котором давно не играли.
- Кто из вас скажет, что особенного было в моем повествовании? Что я использовала? (изобразительно-выразительные средства)
- Какие узнали? (метафора, сравнение, фразеологизм)
- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Средства изобразительной выразительности. Фразеологизмы)
- Как она связана с государственным экзаменом? (на полях делаем пометку ОГЭ № 7)
- Вы были совершенно правы, что текст наполнен изобразительно-выразительными средствами, и мы переходим к 1 заданию.
- Давайте, поработаем с текстом и выделим все изобразительно-выразительные средства. (дети выписывают по группам: 1 – фразеологизмы, 2 – метафоры, 3 – эпитеты, 4 – сравнения)
Я знала, что этот час пробьет. Ни с того ни с сего полетел мой ноут. Я души в нем не чаяла. Мой план починить его самой лопнул, как мыльный пузырь. Я помчалась со всех ног в мастерскую. Первый делом назначили диагностику. Когда я отдавала его в ремонт была угрюмая осень.
Молнии распарывали небо. А сейчас уже пушистая зима. Воскресить его так и не удалось. Я расстроилась, как пианино, на котором давно не играли.
Выходят к доске.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
фразеологизмы |
метафоры |
эпитеты |
сравнения |
Час пробьёт Ни с того не с сего Души не чаяла Помчалась со всех ног Первым делом |
Ноут полетел Молнии распарывали небо Воскресить не удалось |
Угрюмая осень Пушистая зима |
Лопнул, как мыльный пузырь Расстроилась, как пианино |
Как вы их нашли в тексте? |
|||
Определение выведем позже |
Скрытое сравнение |
Образное определение |
Как ещё могут быть выражены? Будто, словно, точно + Т.п. (стрелою, пулею) |
Проверка домашнего задания
- Остановимся на большой группе. Фразеологизмы вызывают затруднения, поэтому мы попробуем узнать их поближе.
- Сейчас мы посмотрим результаты вашей проектной работы. Домашнее задание у вас было – выбрать и изобразить фразеологизм.
- Сейчас вы будете работать по группам.
- Итак, я надеюсь, вы взяли на карандаш, то что мы разбираем.
- Скажите, ребят, а я могу взять на ручку? В чем отличие? (нельзя менять слова)
Фразеологизм – это неделимое словосочетание
- Я буду называть фразеологизмы, но могу перепутать слова и назвать не то, что нужно. Неделимое разделено.
- Ваша задача меня исправить. На кого показываю, тот меня исправляет.
Сесть в ведро (калошу)
Сердце в селезенку ушло (пятки)
Семи пядей в глазу (лбу)
Семь раз отмерь – один раз отрежь (все правильно, но это не фразеологизм)
Дело в кепке (шляпе)
Вставлять гвозди в колеса (палки)
Водить за ухо (нос)
Работать закатав брюки (спустя рукава)
Принести на блюдечке с полотенчиком (голубой каемочкой)
В ногах смысла нет (правды)
Быть не в своей кастрюле (тарелке)
Бросать камни на клумбу (огород)
Вертеться как лиса на эскалаторе (белка в колесе)
Встать не с той пятки (ноги)
Выносить сор из подъезда (избы)
Зарубить на лбу (носу)
- Помимо того, что фразеологизмы неделимое, они еще и обогащают наш язык.
- Насколько ваш язык богат, проверит наша следующая работа.
Признаки фразеологизмов
- По группам вам необходимо заменить словосочетания или ситуации фразеологизмами.
Так говорят о человеке, который гораздо старше или опытнее (в отцы годится) Вопрос, не дающий покоя собеседнику (больной вопрос) Кто-то важный, значительный, влиятельный человек (большая шишка) Тихий, неконфликтный, слабый человек (божий одуванчик) |
Первое участие в какой-либо деле (боевое крещение) Означает, что сравниваемый предмет гораздо хуже другого (в подмётки не годится) Смущать человека (вгонять в краску) Риск очень велик (висеть на волоске) |
Очень громко кричать (во всю Ивановскую) Подготовленный к чему-либо (вооружённый до зубов) Новый прилив сил (второе дыхание) Уличить во лжи (вывести на чистую воду) |
Где главная причина (где собака зарыта) Делать по-своему (гнуть свою линию) Совершать великие дела (свернуть горы) Запомнить навсегда (зарубить на носу) |
- Сегодня мы обогатили наши знания, надеюсь вы будете их использовать не только в речи, но и легко узнаете в задании № 7 государственного экзамена. Ведь они вызывают затруднения.
Домашнее задание (на выбор)
Рефлексия
- Ребята, а теперь обратите внимание на слайд. У меня начало предложения, которое вы можете продолжить.