Нестандартная форма работы при подготовке к ОГЭ по русскому языку в рамках консультационных занятий

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. (по группам)
- Знаете почему я давно не выкладывала видео на канал?
- Я знала, что этот час пробьет. Ни с того не с сего полетел мой ноут. Я души в нем не чаяла. Мой план починить его самой лопнул, как мыльный пузырь.

- Я помчалась со всех ног в мастерскую. Первый делом назначили диагностику. Когда я отдавала его в ремонт была угрюмая осень. Молнии распарывали небо.
- А сейчас уже пушистая зима. Воскресить его так и не удалось. Я расстроилась, как пианино, на котором давно не играли.
- Кто из вас скажет, что особенного было в моем повествовании? Что я использовала? (изобразительно-выразительные средства)

- Какие узнали? (метафора, сравнение, фразеологизм)
- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Средства изобразительной выразительности. Фразеологизмы)
- Как она связана с государственным экзаменом? (на полях делаем пометку ОГЭ № 7)

- Вы были совершенно правы, что текст наполнен изобразительно-выразительными средствами, и мы переходим к 1 заданию.
- Давайте, поработаем с текстом и выделим все изобразительно-выразительные средства. (дети выписывают по группам: 1 – фразеологизмы, 2 – метафоры, 3 – эпитеты, 4 – сравнения)

Я знала, что этот час пробьет. Ни с того ни с сего полетел мой ноут. Я души в нем не чаяла. Мой план починить его самой лопнул, как мыльный пузырь. Я помчалась со всех ног в мастерскую. Первый делом назначили диагностику. Когда я отдавала его в ремонт была угрюмая осень.

Молнии распарывали небо. А сейчас уже пушистая зима. Воскресить его так и не удалось. Я расстроилась, как пианино, на котором давно не играли.

Выходят к доске.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

фразеологизмы

метафоры

эпитеты

сравнения

Час пробьёт

Ни с того не с сего

Души не чаяла

Помчалась со всех ног

Первым делом 

Ноут полетел

Молнии распарывали небо

Воскресить не удалось

Угрюмая осень

Пушистая зима

Лопнул, как мыльный пузырь

Расстроилась, как пианино

Как вы их нашли в тексте?

Определение выведем позже

Скрытое сравнение

Образное определение

Как ещё могут быть выражены?

Будто, словно, точно

+ Т.п. (стрелою, пулею)

Проверка домашнего задания

- Остановимся на большой группе. Фразеологизмы вызывают затруднения, поэтому мы попробуем узнать их поближе.
- Сейчас мы посмотрим результаты вашей проектной работы. Домашнее задание у вас было – выбрать и изобразить фразеологизм.
- Сейчас вы будете работать по группам.

  • Задание 1. Узнать фразеологизм.
  • Задание 2. Объяснить.
  • Задание 3. Пояснить стилистическую особенность. В каком стиле речи уместно употребить?

Узнай фразеологизмУзнай фразеологизм

- Итак, я надеюсь, вы взяли на карандаш, то что мы разбираем.
- Скажите, ребят, а я могу взять на ручку? В чем отличие? (нельзя менять слова)

Фразеологизм – это неделимое словосочетание

- Я буду называть фразеологизмы, но могу перепутать слова и назвать не то, что нужно. Неделимое разделено.
- Ваша задача меня исправить. На кого показываю, тот меня исправляет.

Сесть в ведро (калошу)
Сердце в селезенку ушло (пятки)
Семи пядей в глазу (лбу)
Семь раз отмерь – один раз отрежь (все правильно, но это не фразеологизм)

Дело в кепке (шляпе)
Вставлять гвозди в колеса (палки)
Водить за ухо (нос)
Работать закатав брюки (спустя рукава)

Принести на блюдечке с полотенчиком (голубой каемочкой)
В ногах смысла нет (правды)
Быть не в своей кастрюле (тарелке)
Бросать камни на клумбу (огород)

Вертеться как лиса на эскалаторе (белка в колесе)
Встать не с той пятки (ноги)
Выносить сор из подъезда (избы)
Зарубить на лбу (носу)

- Помимо того, что фразеологизмы неделимое, они еще и обогащают наш язык.
- Насколько ваш язык богат, проверит наша следующая работа.

Признаки фразеологизмов

  1. Неделимое сочетание слов.
  2. Имеют нерасчлененное значение (значение не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом).
  3. Имеют переносное значение.
  4. Делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.

- По группам вам необходимо заменить словосочетания или ситуации фразеологизмами.

Так говорят о человеке, который гораздо старше или опытнее (в отцы годится)

Вопрос, не дающий покоя собеседнику (больной вопрос)

Кто-то важный, значительный, влиятельный человек (большая шишка)

Тихий, неконфликтный, слабый человек (божий одуванчик)

Первое участие в какой-либо деле (боевое крещение)

Означает, что сравниваемый предмет гораздо хуже другого (в подмётки не годится)

Смущать человека (вгонять в краску)

Риск очень велик (висеть на волоске)

Очень громко кричать (во всю Ивановскую)

Подготовленный к чему-либо (вооружённый до зубов)

Новый прилив сил (второе дыхание)

Уличить во лжи (вывести на чистую воду)

Где главная причина (где собака зарыта)

Делать по-своему (гнуть свою линию)

Совершать великие дела (свернуть горы)

Запомнить навсегда (зарубить на носу)

- Сегодня мы обогатили наши знания, надеюсь вы будете их использовать не только в речи, но и легко узнаете в задании № 7 государственного экзамена. Ведь они вызывают затруднения.

Домашнее задание (на выбор)

  1. Придумать рассказ с использованием изобразительно-выразительных средств.
  2. Подобрать 10 фразеологизмов на букву своего имени.
  3. Нарисовать подобно фразеологизмам правило на тему "Н и НН в причастиях".

Рефлексия

- Ребята, а теперь обратите внимание на слайд. У меня начало предложения, которое вы можете продолжить.

  • Я узнал …
  • Мне было интересно …
  • Мне было сложно …
  • Мне пригодится …
Размер:
89.45 Kb
Скачали:
8