На сегодняшний день все школьные программы рассчитаны на детей, умеющих читать, поэтому желательно, чтобы ребенок пришел в школу уже подготовленным.
Авторская система обучения Зайцева хорошо зарекомендовала себя и дает хорошие результаты по обучению детей чтению с раннего возраста уже более 20 лет. Она была разработана российским педагогом Николаем Зайцевым в 1970-х годах и с тех пор стала популярной во многих странах мира.
Методика Зайцева применяется в дошкольном образовании с конца XX века и имеет своих поклонников и противников среди родителей и педагогов.
Суть методики Зайцева заключается в чтении ребенка не по буквам или слогам, а по складам, которые напечатаны на специальных кубиках разных размеров, наполнения и цветов
Складовое чтение Зайцева – это метод обучения чтению ребенка раннего возраста без заучивания отдельных букв русского алфавита.
Склады для чтения - это буквосочетания (минимально-произносимая речевая единица). Они никогда не состоят больше чем из двух букв, в отличие от слогов. Так ребенку проще прочесть и воспроизвести слова. При этом автор не использует азбуку или букварь, но использует таблицы складов и аудиозаписи.
Например, прочитать по слогам для ученика 1 класса слово ВСТРЕ-ВО-ЖИЛ-СЯ сложно, так здесь переизбыток согласных. А вот по складам легко: ВС-Т-РЕ-ВО-ЖИ-Л-СЯ.
Всего в обучающем пособии 61 кубик разного размера и 16 дубликатов.
Комплект содержит:
Кубики Зайцева для чтения разбиты на группы:
По цвету:
Буквы на кубиках пишутся разным цветом:
По звучанию и весу: с деревянным наполнением (глухие), с металлическим (звонкие), с бубенцами (гласные).
По размеру: маленькие (мягкие склады), большие (твердые склады)
Кубики Зайцева можно купить в магазине или сделать своими руками. Для этого нужно вырезать буквы из картона и наклеить их на кубики. Этот процесс более дешевый, но очень трудоемкий и затратный по времени.
Преимущества методики Зайцева:
Недостатки методики Зайцева:
Обучение чтению по методике Зайцева включает несколько этапов:
Урок длится 25 минут. Главное правило занятий с кубиками Зайцева – это игра. Ребенок переставляя кубики, учит склады. Заставлять играть в кубики не стоит, если ребенок не хочет. Отложите занятие на более удобное время или перенесите на другой день. Важно, чтобы начало учебы ассоциировалось у ребенка только с положительными эмоциями.
Приведем пример некоторых игр с кубиками Зайцева.
Паровозик или башенка
Поставьте кубик с буквой "У". Теперь пусть ребенок присоединяет к ней вагончики, в которых присутствует буква "У". Ребенок выполняет задание самостоятельно. Взрослый помогает в том случае, если ученик не понимает сути игры. Такая методика развивает зрительное восприятие.
Абракадабра
Может соединять слова на свой вкус из учебного пособия. Расскажите малышу, что кубики следует ставить слева направо и обязательно рядом, затем произносите получившееся слово.
Пение во время обучения
Предложите ученику выбрать самостоятельно кубик, какой он желает услышать. Упражнение подойдет деткам, которые нечетко разговаривают. Услышав пение взрослого, малыш будет стремиться его повторить.
Задания для работы с таблицами
Пособие располагается перед ребенком, а педагог стоит справа. Указкой медленно ведет по таблице и поет звуки. Во время обучения смотрите на реакцию ребенка, ему должно быть интересно.
Имена
Собирайте имена кукол из кубиков.
Прятки
Возьмите кубик, а затем спрячьте его. Предположите с ребенком какой стороной он покажется. Достаньте кубик, прочитайте, удивитесь.
Домики для игрушек
Расселите игрушки в домики-кубики, чтобы первый слог соответствовал названию животного.
Напиши слово с кубиков
Как только ребенок научится читать склады, можно составлять слова и переписывать их из кубиков на лист.
Кубики Зайцева имеют свои достоинства и недостатки. Методика дает отличные результаты в работе с детьми ЗПР, слабовидящими и глухими. Это отличный способ научить детей читать в раннем возрасте.