Как научить читать ребенка по методике Зайцева

На сегодняшний день все школьные программы рассчитаны на детей, умеющих читать, поэтому желательно, чтобы ребенок пришел в школу уже подготовленным.

Авторская система обучения Зайцева хорошо зарекомендовала себя и дает хорошие результаты по обучению детей чтению с раннего возраста уже более 20 лет. Она была разработана российским педагогом Николаем Зайцевым в 1970-х годах и с тех пор стала популярной во многих странах мира.

Методика Зайцева применяется в дошкольном образовании с конца XX века и имеет своих поклонников и противников среди родителей и педагогов.

Кубики Зайцева или Складовой метод

Кубики ЗайцеваКубики Зайцева

Суть методики Зайцева заключается в чтении ребенка не по буквам или слогам, а по складам, которые напечатаны на специальных кубиках разных размеров, наполнения и цветов

Складовое чтение Зайцева – это метод обучения чтению ребенка раннего возраста без заучивания отдельных букв русского алфавита.

Склады для чтения - это буквосочетания (минимально-произносимая речевая единица). Они никогда не состоят больше чем из двух букв, в отличие от слогов. Так ребенку проще прочесть и воспроизвести слова. При этом автор не использует азбуку или букварь, но использует таблицы складов и аудиозаписи.

Например, прочитать по слогам для ученика 1 класса слово ВСТРЕ-ВО-ЖИЛ-СЯ сложно, так здесь переизбыток согласных. А вот по складам легко: ВС-Т-РЕ-ВО-ЖИ-Л-СЯ.

Всего в обучающем пособии 61 кубик разного размера и 16 дубликатов.

Обучающее пособие "Кубики Зайцева"Обучающее пособие "Кубики Зайцева"

Комплект содержит:

  1. аудиодиск с рекомендациями по напеву слогов и проигрышами 35 народных мелодий;
  2. 10 дидактических таблиц, которые необходимо развешивать на стены;
  3. учебное пособие для родителей.

Кубики Зайцева для чтения разбиты на группы:

По цвету:

  • "Золотые" или ярко-желтые содержат основные гласные, с которых и начинается обучение алфавиту в любом логопедическом кабинете: о, у, а, е, е и т.д.;
  • "Железные" или серые наполнены металлическими предметами. Встряхнув кубик, можно услышать звон, который ассоциируется со звонкими согласными. Именно с этими буквами образованы слоги, нанесенные на их грани: бу, ву, зу, лу, жу и т.д. и отдельные звонкие согласные, необходимые для построения слов;
  • "Деревянные" или коричневые наполняют деревянными предметами. При тряске кубика раздается глухой звук. На этих кубиках находятся глухие согласные и слоги с глухими согласными: пя, се, ку, шу и т.п.
  • Белые кубики не звучат – это знаки препинания, изображенные зеленым цветом.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом:

  • гласные - голубым;
  • согласные - синим;
  • твердый и мягкий знак - зеленым.

По звучанию и весу: с деревянным наполнением (глухие), с металлическим (звонкие), с бубенцами (гласные).

По размеру: маленькие (мягкие склады), большие (твердые склады)

Кубики Зайцева можно купить в магазине или сделать своими руками. Для этого нужно вырезать буквы из картона и наклеить их на кубики. Этот процесс более дешевый, но очень трудоемкий и затратный по времени.

Плюсы и минусы методики Зайцева

Преимущества методики Зайцева:

  • обучение можно начинать с 2-х лет;
  • дети учатся читать в игровой форме;
  • играть в кубики ребенок может самостоятельно;
  • кубики развивают мелкую моторику, восприятие;
  • сохраняется здоровье (ведь играть можно в любой позе), а также зрение (шрифт крупного размера)
  • обучающие кубики Зайцева можно изготовить своими руками.

Недостатки методики Зайцева:

  • дети путают слоги и склады, появляется проблема с определением количества слогов в слове;
  • проблема с переносом слов по слогам в школе;
  • испытывают затруднения с разбором по составу слова (выделение морфемы);
  • цветное оформление кубиков способствует путанице при составлении звуковой схемы слова в школе;
  • цвета букв не соответствуют принятым нормам в школе;
  • изучение иностранного языка в этот период может привести к неправильному произношению и пониманию слов;
  • обучающие пособия имеют высокую цену;
  • для начала занятий по методике необходимо иметь подготовку.

Обучение чтению по методике Зайцева включает несколько этапов:

  1. Знакомство с буквами и звуками. Ребенок знакомится с буквами и звуками, которые они обозначают, играя с кубиками Зайцева. Он учится узнавать буквы и звуки в словах и предложениях.
  2. Обучение чтению слов. Ребенок учится читать слова, складывая кубики с буквами в слова. Он может использовать кубики для создания своих собственных слов и предложений.
  3. Обучение письму. Письмо неразрывно связано с чтением или опережает его.
  4. Чтение коротких текстов. Ребенок читает короткие тексты, такие как сказки и стихи. Это помогает ему развивать навыки чтения и понимания прочитанного.
  5. Развитие речи. Методика Зайцева также способствует развитию речи ребенка. Он учится говорить правильно и красиво, используя кубики для чтения и создания своих текстов.

Игры и упражнения с кубиками Зайцева

Урок длится 25 минут. Главное правило занятий с кубиками Зайцева – это игра. Ребенок переставляя кубики, учит склады. Заставлять играть в кубики не стоит, если ребенок не хочет. Отложите занятие на более удобное время или перенесите на другой день. Важно, чтобы начало учебы ассоциировалось у ребенка только с положительными эмоциями.

Приведем пример некоторых игр с кубиками Зайцева.

Паровозик или башенка

Поставьте кубик с буквой "У". Теперь пусть ребенок присоединяет к ней вагончики, в которых присутствует буква "У". Ребенок выполняет задание самостоятельно. Взрослый помогает в том случае, если ученик не понимает сути игры. Такая методика развивает зрительное восприятие.

Ребенок выполняет задание с кубиками ЗайцеваРебенок выполняет задание с кубиками Зайцева

Абракадабра

Может соединять слова на свой вкус из учебного пособия. Расскажите малышу, что кубики следует ставить слева направо и обязательно рядом, затем произносите получившееся слово.

Пение во время обучения

Предложите ученику выбрать самостоятельно кубик, какой он желает услышать. Упражнение подойдет деткам, которые нечетко разговаривают. Услышав пение взрослого, малыш будет стремиться его повторить.

Задания для работы с таблицами

Пособие располагается перед ребенком, а педагог стоит справа. Указкой медленно ведет по таблице и поет звуки. Во время обучения смотрите на реакцию ребенка, ему должно быть интересно.

Имена

Собирайте имена кукол из кубиков.

Прятки

Возьмите кубик, а затем спрячьте его. Предположите с ребенком какой стороной он покажется. Достаньте кубик, прочитайте, удивитесь.

Домики для игрушек

Расселите игрушки в домики-кубики, чтобы первый слог соответствовал названию животного.

Напиши слово с кубиков

Как только ребенок научится читать склады, можно составлять слова и переписывать их из кубиков на лист.

Кубики Зайцева имеют свои достоинства и недостатки. Методика дает отличные результаты в работе с детьми ЗПР, слабовидящими и глухими. Это отличный способ научить детей читать в раннем возрасте.

Метки к статье: обмен опытом, чтение