Как составить звуковую схему слова?

В 90-е годы появилась XX века система обучения Эльконина русскому языку и чтению с фонетическим методом. Затем этот метод распространился и на другие учебные программы начальной школы.

Фонетический метод – это система обучения чтению, основанная на алфавитном принципе, произношении букв и звуков.

Фонетический разбор слова признан сложным видом разбора на уроках русского языка в школе. Сложность фонетического разбора состоит в том, что произношение и написание слов часто различается. На практике учащиеся начальной школы допускают смешение звука и буквы.

Фонетический разбор слова или звуко-буквенный, как его принято называть в начальной школе, бывает устным или письменным, полным или частичным. Главные инструменты фонетики – буквы и звуки, ударение, слоги

При фонетическом разборе в 1 классе начальной школы составляется звуковая схема слова с помощью специальных цветных карточек разных форм. В первых дней обучения грамоте учитель предлагает ученикам и их родителям сделать такие карточки из картона, чтобы составлять слова.

Выкладывая карточки в определенной последовательности, дети характеризуют целые слова. Цветовые обозначения звуков утверждены школьными программами с небольшими отличиями.

Например, в УМК "Школа России" используется слог-слияние – двухцветная карточка.

УМК "Школа России" используется слог-слияниеУМК "Школа России" используется слог-слияние

По УМК "Школа 21 века" каждый звук отдельный квадратик; звонкий звук имеет шапочку-колокольчик.

УМК "Школа 21 века" каждый звук отдельный квадратикУМК "Школа 21 века" каждый звук отдельный квадратик

Чтобы составить звуковую схему слова, ученик должен уметь различать звуки:

  • Квадратик красного цвета - гласный звук.
  • Синий квадратик - твердый согласный звук,
  • Зеленый квадратик - мягкий согласный звук.

Обозначения на звуковой схемеОбозначения на звуковой схеме

Зная, какие согласные на схеме являются твердыми, а какие мягкими, можно составить любое слово.

Звуки и буквыЗвуки и буквы

Разберем составление звуковой схемы слова "Котенок". (УМК "Школа 21 века")

  1. Делим слово на слоги: КО-ТЁ-НОК. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
  2. Котёнок – 7 звуков, значит 7 квадратиков
  3. Первый слог – КО. Гласный звук [о] обозначает твердость согласного. Первый звук [к] – твердый согласный, второй звук [о] – гласный.
  4. Второй слог – ТЁ. Первый звук [т'] – мягкий согласный. Гласный звук [е] обозначает мягкость согласного.
  5. Третий слог – НОК. Звук [н] – твердый согласный. Второй звук [о] – гласный, обозначает твердость согласного. Третий звук [к] – твердый согласный.
  6. Ставим на схеме ударение.

Получается такая звуковая схема слова по УМК "Школа XXI века":

Звуковая схема слова

Звуковая схема слова "Котенок" по УМК "Школа России" будет выглядеть так:

Звуковая схема слова

На уроке фонетический разбор может проходить так: ученик у доски выполняет звуковую схему, остальные ученики у себя на парте собирают слово из карточек-звуков. Возможен вариант рисования схем в тетради в крупную клетку. Лучше совмещать оба вида работы.

Задача учителя контролировать правильность выполнения звуко-буквенного разбора по ходу анализа слова. Ученик у доски произносит слово, ставит ударение, делит его на слоги, называет звуки слова по порядку, считает количество слогов, звуков, букв, записывает в конце звуко-буквенного разбора.

Например, земля - 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

Звуковые схемы словЗвуковые схемы слов

В 1 классе ученики составляют схему слова ввиде цветных квадратиков и прямоугольников, а во 2-4 классе начальной школы ориентируясь на обозначение звукового состава составляют фонетическую транскрипцию. Правила составления транскрипции были рассмотрены ранее в статье "Что такое фонетический разбор слова".

Учащиеся начальных классов по любой школьной программе овладевают комплексом фонетико-графических умений:

  1. вычленять звуки в словах;
  2. определять последовательность звуков;
  3. распознавать звук и букву;
  4. правильно произносить звуки и называть буквы;
  5. различать гласные и согласные звуки;
  6. различать парные звонкие и глухие согласные;
  7. правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
  8. обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами (е, е, ю, я, и) и мягким знаком;
  9. делить слово на слоги;
  10. находить и выделять в слове ударный слог.

Задания со звуковыми схемами слов: начинать работу нужно с простых слов и уделять внимание игровым формам проведения занятий. В процессе игры учащиеся лучше усваивают и запоминают трудную информацию.

1) Составить схему к слову "лук".

Составить схему к слову

2) Узнай звук по характеристике. Дано слово "филин". Этот звук согласный, звонкий, непарный, мягкий.

Составь схему к слову "Филин"Составь схему к слову "Филин"

3) Подбери слово к схеме.

Подбери слово к схемеПодбери слово к схеме

4) Выбери схему к слову "метка".

Выбери схему к слову "метка"Выбери схему к слову "метка"

5) Соотнеси схемы и слова.

Соотнеси схемы и словаСоотнеси схемы и слова

6) Над каждым словом цифрой укажите количество слогов: коза, крот, мышка, ворона, аист, кольцо.
7) Спишите слова, разделяя черточками на слоги: кровать, тучка, карта, молоток.
8) Придумайте и запишите слова, состоящие из одного, двух и трех слогов.
9) Выпишите слова, в которых согласных больше, чем гласных: тучка, белка, усы.

Систематичность - главное условие занятий по звуковому разбору на протяжении всего школьного периода обучения

Фонетический (звуко-буквенный) анализ служит основой грамотного письма и выполнения фонетического разбора на уроках русского языка не только в начальной школе, но на протяжении всего обучения в средней школе и при подготовке к ЕГЭ.

<
Аватар пользователя
ggg7

20.07.2022

В 1 классе для звуко-буквенного разбора лучше брать слова, состоящие из звуков в сильных позициях: сын, шмель, тюльпан, горы, труба, рыба и т.д., а также слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях: лиса, суп, ерш и т.д. 
И лишь со 2-3 класса брать слова для разбора, где звучание и написание расходятся: мороз, стена, еж и другие.
<
Аватар пользователя
gggg1

16.10.2022

Весь 1 класс построен на составлении звуковых схем, но так как детей с логопедическими проблемами с каждым годом все больше, дается фонетический разбор нелегко. Путают звуки или не слышат.
<
Аватар пользователя
alixinstr

15.02.2023

Если брать учеников среднего звена, то они вряд ли вспомнят, как составлять звуковую схему. Получается, что на 1-2 классе все и заканчивается, а дальше идет фонетический разбор.
Добавить комментарий