В 90-е годы появилась XX века система обучения Эльконина русскому языку и чтению с фонетическим методом. Затем этот метод распространился и на другие учебные программы начальной школы.
Фонетический метод – это система обучения чтению, основанная на алфавитном принципе, произношении букв и звуков.
Фонетический разбор слова признан сложным видом разбора на уроках русского языка в школе. Сложность фонетического разбора состоит в том, что произношение и написание слов часто различается. На практике учащиеся начальной школы допускают смешение звука и буквы.
Фонетический разбор слова или звуко-буквенный, как его принято называть в начальной школе, бывает устным или письменным, полным или частичным. Главные инструменты фонетики – буквы и звуки, ударение, слоги
При фонетическом разборе в 1 классе начальной школы составляется звуковая схема слова с помощью специальных цветных карточек разных форм. В первых дней обучения грамоте учитель предлагает ученикам и их родителям сделать такие карточки из картона, чтобы составлять слова.
Выкладывая карточки в определенной последовательности, дети характеризуют целые слова. Цветовые обозначения звуков утверждены школьными программами с небольшими отличиями.
Например, в УМК "Школа России" используется слог-слияние – двухцветная карточка.
По УМК "Школа 21 века" каждый звук отдельный квадратик; звонкий звук имеет шапочку-колокольчик.
Чтобы составить звуковую схему слова, ученик должен уметь различать звуки:
Зная, какие согласные на схеме являются твердыми, а какие мягкими, можно составить любое слово.
Разберем составление звуковой схемы слова "Котенок". (УМК "Школа 21 века")
Получается такая звуковая схема слова по УМК "Школа XXI века":
Звуковая схема слова "Котенок" по УМК "Школа России" будет выглядеть так:
На уроке фонетический разбор может проходить так: ученик у доски выполняет звуковую схему, остальные ученики у себя на парте собирают слово из карточек-звуков. Возможен вариант рисования схем в тетради в крупную клетку. Лучше совмещать оба вида работы.
Задача учителя контролировать правильность выполнения звуко-буквенного разбора по ходу анализа слова. Ученик у доски произносит слово, ставит ударение, делит его на слоги, называет звуки слова по порядку, считает количество слогов, звуков, букв, записывает в конце звуко-буквенного разбора.
Например, земля - 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
В 1 классе ученики составляют схему слова ввиде цветных квадратиков и прямоугольников, а во 2-4 классе начальной школы ориентируясь на обозначение звукового состава составляют фонетическую транскрипцию. Правила составления транскрипции были рассмотрены ранее в статье "Что такое фонетический разбор слова".
Учащиеся начальных классов по любой школьной программе овладевают комплексом фонетико-графических умений:
Задания со звуковыми схемами слов: начинать работу нужно с простых слов и уделять внимание игровым формам проведения занятий. В процессе игры учащиеся лучше усваивают и запоминают трудную информацию.
1) Составить схему к слову "лук".
2) Узнай звук по характеристике. Дано слово "филин". Этот звук согласный, звонкий, непарный, мягкий.
3) Подбери слово к схеме.
4) Выбери схему к слову "метка".
5) Соотнеси схемы и слова.
6) Над каждым словом цифрой укажите количество слогов: коза, крот, мышка, ворона, аист, кольцо.
7) Спишите слова, разделяя черточками на слоги: кровать, тучка, карта, молоток.
8) Придумайте и запишите слова, состоящие из одного, двух и трех слогов.
9) Выпишите слова, в которых согласных больше, чем гласных: тучка, белка, усы.
Систематичность - главное условие занятий по звуковому разбору на протяжении всего школьного периода обучения
Фонетический (звуко-буквенный) анализ служит основой грамотного письма и выполнения фонетического разбора на уроках русского языка не только в начальной школе, но на протяжении всего обучения в средней школе и при подготовке к ЕГЭ.