Конспект урока "История возникновения и развития дымковской игрушки. Основная тематика сюжетов"

Цель урока: воспитывать чувство любви к Родине через познание ценностей и традиций своего народа через знакомство с историей возникновения и развития Дымковской игрушки.

Задачи:

  • развивать любознательность, интерес к истории искусства и к истории своего народа;
  • учить видеть прекрасное в окружающей нас действительности;
  • воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного.

Прежде всего, мне хотелось бы определить границы данной темы, которая сама по себе очень обширна. В творческой студии лепки из глины дети занимаются выполнением изделий, которые чаще всего не имеют утилитарного назначения, а выполняют чисто декоративную функцию. Иными словами – это игрушка-скульптура, или, по-другому, пластика малых форм, малая декоративная скульптура.

Этот вид народного изобразительного искусства находится в постоянном развитии, чутко реагирует на все изменения социального, бытового и духовного порядка. Народная игрушка представляет собой органичное соединение "наследия предков", личного творчества мастера и отпечаток времени и местности.

"Наследие предков" – это древняя основа пластического образа, обязательно присутствующая в произведениях традиционного искусства. В игрушке – это простейшее изображение женской фигуры, коня, оленя или птицы. Когда сложились эти три пластические формы установить сейчас невозможно.

Наиболее старые русские игрушки XVI-XVIII вв., найденные в московских раскопках, и архаические игрушки XIX-XX вв. отличаются обобщенностью форм и отсутствием нарочитой декоративности.

Силуэт, ограниченный плавной замкнутой линией, выразителен и закончен. Образ, не нарушаемый мелочами и деталями бытового характера, статичен и монументален согласно древнему сакральному смыслу культовой пластики.

Назначение служить оберегом, излучать божественную силу ставило фигурки вне времени, наделяло их вечным "обережным", божественным содержанием. Любая конкретизация лишала их божественной силы. Далее произошло слияние культового и игрового начала только в игровое.

Игрушка становится забавой, участницей народного действа, ярмарки, но продолжает выполнять функцию познания мира и прошлого, передачи родовой тайны, хранения невидимой, но существующей традиции. В те времена искусство передавалось из рук в руки, от бабушки к внучке (не от матери к дочери), ибо только мудрость и наивность имеют тайный канал связи.

С развитием промышленного производства керамическая игрушка утратила свое игровое значение. Естественно, изменилось и отношение лепящих игрушку к своим работам – от причастности к боготворчеству до игры и изготовления рыночного товара.

В настоящее время народное творчество почти во всех промыслах превратилось в искусство – ремесло, и в этом нет ничего плохого, иначе могла не сохраниться дымковская, филимоновская, каргопольская и другие народные игрушки.

В народной игрушке, чудом уцелевшей до наших дней, наиболее полно и многообразно отразились особенности крестьянского художественного мировоззрения, его необычайная духовная ценность, связанная с цельностью деревенского уклада жизни.

В этой цельности органично уживаются вековая традиция, уходящая корнями во времена доисторические, с элементами новейшей художественной культуры.

В воспитании подрастающего поколения очень важно сохранить связь прошлого и настоящего. Конечно, мы не можем и не должны требовать от ребенка точно следовать традициям и приемам какого-либо промысла.

Это было бы неправильно и бесполезно. Однако познакомить детей с историей возникновения и развития народной игрушки необходимо, как и обучать их некоторым традиционным приемам изготовления изделий.
Это служит своеобразной основой творчества, развивает художественный вкус, помогает отличить прекрасное от безобразного, учит творить добро. Ведь все русские народные игрушки по своей сути – добрые, неагрессивные.

А кроме всего прочего, по словам академика В.С.Воронова, "народная игрушка самой своей непрактичностью, слабой связанностью предмета с его утилитарным назначением, идеей забавы, вложенной в нее, дает исключительно большой простор творческому полету, пробуждает и рождает творчество, как беззаботную игру".

Ход урока

Рассказ

(сопровождается показом репродукций работ дымковских мастериц)

Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей известностью пользуются дымковские. Родина их – слобода Дымково под Вяткой.

Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягкий падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом голубые дали.
И село большое Дымково назвали.

В княжение великого князя Московского Ивана III сложилось территориальное ядро Московского государства. Много земель присоединил к Москве дальновидный князь. Лишились самостоятельности Ярославль, Пермь.

Новгород, Тверь и много других городов поменьше. Умел князь справиться с непокорными - расселял население взбунтовавшихся городов в разные глухие места, подальше друг от друга, чтоб неповадно было бунтовать.

Именно так поступил он с жителями Великого Устюга: одна из слобод этого богатого города расселилась за рекой Вяткой близ города Хлынова. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы – Дымково. Жил там, в основном, ремесленный люд: рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечницы.

Там любили песни-пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны,
И лепили там из глины

Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Глиняная игрушка появилась здесь после одной битвы. Случилось это так. В XIV-XV вв. (точная дата не установлена) городок Хлынов подвергся нападению. Жители обратились за помощью к устюжанам, которые пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали.

Хлыновцы в темноте перебили многих и только утром увидели свою трагическую ошибку. В память о погибших на месте побоища поставили часовню, где ежегодно в четвертую субботу после Пасхи служили панихиду по убиенным, после которой устраивали Свистопляску, в ее ритуал входило катание глиняных шаров с высокого берега реки Вятки по Раздерихинскому спуску. Оно сопровождалось кулачными боями, свистом, песнями, плясками.

Сочетание скорби и веселья не вызывало осуждения, воспринималось как должное. Свист служил средством отпугивания злых духов, а катание шаров олицетворяло зарождение новой жизни. Изготовление глиняных кукол к празднику являлось отголоском древних языческих культов плодородия.

В конце XIX в. Свистопляска, утратив первоначальное значение, стала восприниматься как развлечение детей и взрослых. С 1861 г. ушло в прошлое катание шаров, были запрещены кулачные бои, а в 1888 г. праздник меняет название на Свистунью.

И в 1990 г. преобразуется в ярмарку, – "детский праздник", на которую стали приходить с детьми для покупки сладостей, пряников, орехов, алебастровых и глиняных кукол, и других игрушек. В этот день с раннего утра с противоположного берега в Хлынов переправлялось множество лодок, в них везли изделия из местной глины, раскрашенные всеми цветами радуги: фигурки барышень, кавалеров, животных и птиц.

Первые выставки игрушек из Дымково относятся к 1890г. В каталоге вятских кустарных промыслов были указаны экспонировавшиеся на Казанской научно-технической выставке глиняные игрушки 3-х мастериц: Натальи Антоновны Микулиной, Авдотьи Андреевны Швецовой, Аграфены Тимофеевны Лаженициной. В 1896г. на Всероссийской художественной и промышленной выставке в городе Нижнем Новгороде большой интерес вызвали игрушки Анны Афанасьевны Мезриной.

Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) был первооткрывателем, собирателем, музейным распространителем. Популяризатором, художественным руководителем дымковского промысла. Его неутомимая деятельность помогла мастерицам в трудные годы, им было налажено обучение молодежи.

По совету художника Апполинария Васнецова и создателя первого в России музея игрушки Николая Бартмана он составил альбом "Вятская игрушка в рисунках". Написал текст, оформил обложку, титульный лист и в 1917 году, живя в Вятке, раскрасил вручную 300 экземпляров этого альбома. В нем рассказывалось о происхождении дымковской игрушки, о лепке и росписи, о мастерице Анне Афанасьевне Мезриной.

В 1920-30-х годах А. Деньшин руководил игрушечным отделом вятских художественно-промышленных мастерских, преподавал в художественно-промышленном техникуме, работал в Вятском филиале Научно-экспериментального института игрушки при Наркомпросе РСФСР, расписывал декорации к спектаклям о вятских кустарях, коллекционировал кустарные изделия.

В 1945 году А. Деньшин написал труд "Дымковская народная глиняная игрушка: ее история, происхождение, мастера и значение". В нем он также перечислил краски, которые использовали дымковские мастера в начале XX века: красные – сурик, факсин; желтые – кроны; зеленые – крон, поль-веронез; синие - синька, ультрамарин; черные – сажа. Дымковские игрушки изготавливались трех размеров: 15 – 18 см, 10 - 12 см и 8 – 9 см.

Как уже было сказано – к древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары или "шарыши". Небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки.

Далее шли свистульки, исполненные в виде животных или птиц. Первое место среди них занимают фигурки уточек и уток-крылаток, которые имеют горизонтальные ряды оборок-крыльев. Их обтекаемой пластике соответствует и роспись, в которой можно увидеть определенную систему нанесения цветных полос и рядов горошин.

Немало среди свистулек и фигурок коней – одно- и двухголовых. Это яркий пример органического слияния реального и фантастического. Для их росписи также характерны простейшие вертикальные ряды разноцветных горошин, полос и клеток.

Образы других птиц и зверей представлены в свистульках значительно реже. Только две разновидности свистулек передают человеческие образы: всадник и гуляющий кавалер.

Среди глиняных фигурок частым объектом изображения были модницы того времени – дамы в корсетах и кринолинах, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках, кавалеры на лошадях.

Дымковские барышни

Мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох.
Постепенно декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, - чисто декоративную скульптуру.

Вопросы к обучающимся

  1. Когда и где появилась дымковская игрушка?
  2. Что явилось причиной праздника Свистопляски?
  3. Какое значение для развития дымковского промысла имела деятельность А.И. Деньшина?
  4. Кого изображают свистульки дымковских мастериц?
  5. Какие еще фигурки лепят в Дымково?
Размер:
32.18 Kb
Скачали:
1