Цель: создание условий для формирования и развития основ художественной культуры учащихся через изучение народных промыслов.
Задачи:
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Форма занятия: занятие-путешествие.
Звучит музыка звуки аэропорта. Учащиеся входят в кабинет им выдаются "билеты на самолет", учащиеся занимают места в классе за партами по номерам билетов. Класс украшен облаками, солнцем, парты стоят в форме самолета.
Приветствие учащихся
Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на борту самолета.
- Посмотрите, пожалуйста, на ваши авиабилеты (билеты оформлены изображением глиняных игрушек) и попробуйте сами определить тему нашего сегодняшнего занятия, а вернее маршрут нашего путешествия. (ответы учащихся)
- Правильно, тема нашего занятия "Путешествие в мир глиняной игрушки". Сегодня мы совершим путешествие по населенным пунктам нашей страны, где с давних времен люди занимаются изготовлением глиняной игрушки.
- Наверняка у каждого из вас дома много разнообразных игрушек и вы знаете, как они называются. (дети перечисляют свои любимые игрушки)
- Я вижу, свои игрушки вы хорошо знаете, а какие глиняные игрушки вы можете мне назвать?
- Сегодня вы узнаете о глиняных игрушках и их характерных особенностях, отличиях друг от друга, а в конце путешествия мы изготовим с вами свои игрушки.
Педагог: Итак, ребята садимся поудобнее, все "пристегнулись"? Тогда "взлетаем"! Посмотрите в иллюминатор, что мы видим? (выходят помощницы из старшей группы - бортпроводницы и держат в руках небольшие плакаты с изображением игрушек и сами игрушки)
- Ребята, как много у нас глиняных игрушек и какие у них забавные названия, а давайте вместе прочитаем. (читают с плакатов названия - дымковская, филимоновская, каргопольская, абашевская, плешковская)
- Народная керамическая игрушка – особый вид народного творчества. Эта игрушка лепилась и расписывалась вручную. Она предназначена не только для игры, но и служит для украшения быта.
- Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки да вазы, возьмет, да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей.
- Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимый образ. Некогда игрушки были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника "Свистунья", знаменовавшего начало полевых работ.
- К XXI веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. (идет показ свистульки)
- В нашем сегодняшнем путешествии мы поближе познакомимся с самыми яркими представителями глиняной игрушки – это Дымковская и Филимоновская.
- На следующих занятиях мы и о других не менее ярких игрушках не забудем.
Ребята, предлагаю начать наш полет с истории о самой известной в нашей стране дымковской, или вятской глиняной игрушки. (выходят помощницы-бортпроводницы с плакатом и рассказывают стих)
Дымковские барышни
В нарядах удивительных:
В клеточку, кружок, полоску
Тонко так расписанных.
Глины маленький комок
В чудо превратится,
Если только попадет
В руки мастерицы.
Этот промысел возник в селе Дымково, расположенном недалеко от города Кирова, где отличные залежи глины и песка. Происхождение промысла связывалось с майским народным праздником "свистунья" (прежнее название - "свистопляска"), когда по всей округе раздавались трели и свист ярких, веселых глиняных свистулек.
Промысел развивался от примитивных простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре, многофигурным сложным жанровым композициям на темы городской жизни с элементами архитектуры (домики, карусели) и пейзажа.
Лепили в основном фигурки животных, которых видели на своем дворе. (курица, петушки, бараны, козлики, павлины и т.д) Также лепили фигурки людей, самыми любимыми считались дымковские барышни: в руках они держали каравай хлеба, младенцев, корзины с фруктами.
Праздничный облик игрушек создается росписью по белому фону, в основе росписи – геометрический орнамент: круги, овалы, полоски, волнистые линии, точки, зигзаги. И яркая, контрастная цветовая гамма.
Особенно разнообразно и нарядно расписывают юбки у барышень и фигуры животных. Орнамент имеет символистическое значение: круг – это солнце, овал символизирует батон хлеба, а сетка с точками – это засеянное поле. (педагог сопровождает речь с показом плакатов и иллюстраций, помогают ему старшие учащиеся)
Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это — народная декоративная скульптура, которая прекрасно вписывается в современный интерьер и не просто его украшает, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд, обеспечивая ее высокую популярность и не только в России.
Физминутка
- Наше путешествие продолжается. Мы пролетаем над местом возникновения другой глиняной игрушки, и прежде чем приступить к изучению ее истории, наши бортпроводницы предложат вам прохладительные напитки. (помощницы вывозят столик с напитками и раздают учащимся)
- Продолжаем наш полет. Сегодня мы познакомимся еще с одной яркой представительницей глиняной игрушки - Филимоновской. (выходят бортпроводницы с плакатом и игрушками в руках и рассказывают стих)
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только одна из легенд, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Также как и в Дымково, в Филимоново лепили животных и людей. Самой отличительной особенностью этих необыкновенных игрушек является то, что все они как будто тянутся вверх своими длинными шеями и напоминают жирафов. Это объясняется пластическими свойствами материала - местной жирной глины "синики", требующей многократного заглаживания в процессе лепки.
У филимоновских игрушек очень яркая роспись с характерными ритмичными полосками, состоящая из малиновых и зеленых или фиолетовых полос по желтому фону, так же, как и у дымковской игрушки, орнамент геометрический (полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники), но в основном это полоски, напоминающие радугу или веточку елки. В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии.
Круг – солнце, треугольник – земля, елочки – символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Только лица остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот. (педагог сопровождает речь с показом плакатов и иллюстраций, помогают ему старшие учащиеся)
Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие дополнительного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.
Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки, или "забавки", стоили на базаре копейки, поэтому нужно было изготовить много.
Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале ХХ века, но оставалось несколько мастериц.
Пройдя долгий и сложный путь, филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее.
Закрепление нового материала.
- Ребята, наше путешествие плавно подходит к завершению. Наш лайнер скоро совершит посадку в городе Норильске.
- И мне бы хотелось проверить, как вы запомнили наше путешествие.
- Какие фигурки лепили из глины дымковские мастера?
- Какие геометрические фигуры присутствуют в орнаменте дымковских игрушек?
- На каком фоне создается праздничная роспись дымковских игрушек?
- Какие фигурки лепили филимоновские мастера?
- Какая особенность филимоновской игрушки?
- Отличительная особенность в росписи игрушек?
- Предлагаю вам разделиться на 2 команды, стать настоящими народными мастерами и расписать по шаблонам модели дымковской и филимоновской игрушки.
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, ребята должны сами определить, к какой игрушке относится шаблон и какой росписью его следует расписать, при практической работе фоном звучит народная музыка.
В завершении работы команды защищают свою творческую работу, рассказывая о ней. (идет просмотр работ, анализ и обсуждение вместе с учащимися)
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Над какими населенными пунктами мы пролетали?
- С какими игрушками познакомились?
- Вы все ребята сегодня молодцы! В процессе путешествия мы узнали много нового и интересного. Вы замечательно справились с работой!
- А сейчас примем удобное положение, наш самолет совершает посадку в аэропорту города Норильска. Я надеюсь, полет был приятным и безопасным. До новых встреч!
Перед выходом из класса педагог предлагает ребятам наклеить на заранее подготовленный шаблон самолета на доске смайлики с разными эмоциями. Учащиеся клеят на модель самолета смайлики с таким настроением, которое они получили от занятия.