Конспект открытого интегрированного занятия "Деревянные ложки"

Цель: познакомить детей с историей русской деревянной ложки

Задачи:

  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;
  • обучить детей простым приемам игры на ложках;
  • осваивать технику росписи ложек.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную музыку "Ах, вы сени" и садятся на стульчики.

Музыкальное приветствие "Здравствуйте!"

Педагог ИЗО: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Начнем мы его в музыкальном зале, а закончим в изостудии.
- Как вы думаете, из чего раньше делали посуду? (Ответ детей)

- Да, ребята, раньше использовали деревянную посуду и только потом стали пользоваться глиняной и железной. Как изготавливали деревянные ложки и миски, я вам расскажу уже в изостудии.
- А ведь ложки люди использовали, не только для еды.

Муз. рководитель: Действительно! Издревле, ложки использовали и как музыкальный инструмент. Посмотрите на экран. (презентация, комментарии по слайдам)
- Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, история умалчивает. Но то, что инструмент бытовал задолго до конца XVII века, свидетельствуют лубочные картинки

- Например, ложки изображены в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты украшены бубенцами.
- Под другой картинкой, изображающей козу и медведя, есть надпись: "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются.
- Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом – с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет".

- Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твердых пород дерева.
- Кроме того, музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
- Старинные модели изготавливались вручную, обогатить звучание помогало оснащение конструкции колокольчиками, бубенцами.

Привлекательный вид инструменту придавала красочная роспись поверхности. О росписи на ложках вам позже расскажет ваш педагог по ИЗО-деятельности, а я предлагаю вам немного помузицировать на этих замечательных инструментах.

Музыкальный номер

Игра по показу музыкального руководителя под русскую народную песню "Выйду ль я…"
- А теперь мы все вместе пройдем в нашу ИЗО студию.

Педагог ИЗО: У вас на столах лежат бумажные заготовки ложек. Давайте представим, что мы попали в мастерскую где расписывают деревянные ложки Хохломской росписью.
- А ведь название - это ремесло получило от названия села, где начали их делать. Сначала из бруска дерева, вытачивали нужную форму, а затем придумали эту сказочную роспись.

- Где использовали всего 4 цвета: черный, красный, зеленый и желтый или золотой. Причем, орнамент был в основном растительный. (показ образцов росписи)
- Ну, а теперь ребята вы сами попробуйте расписать свои ложки, соблюдая правила этого промысла. (Дети самостоятельно расписывают свои заготовки, по образцу педагога)

Ложки, расписанные детьмиЛожки, расписанные детьми

Итог занятия

Педагог ИЗО: Молодцы ребята. Замечательно получилось. А кто запомнил, откуда взялось название этой росписи?
- И сколько цветов используют для росписи?
- Занятие окончено, можете забирать свои ложки.

Размер:
24.82 Kb
Скачали:
6