Сценарий музыкально-познавательной программы для детей и родителей "Эх, гармонь моя!"

Цель праздника: через партнерство педагога с обучающимися и их родителями знакомство с русским музыкальным инструментом - гармоникой.

Предварительная работа: оформлена выставка гармошек из частной коллекции и стенд с фотографиями из фестивалей и мероприятий посвященных гармошке.

Педагог:
Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко,
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь! Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень.

Добрый день дорогие ребята и гости нашего мероприятия, посвященного удивительному русскому музыкальному инструменту - гармони. А по другому, гармошке. И сегодня мы пригласили в гости музыканта - гармониста Плаксина Анатолия Николаевича, со своей коллекцией гармошек.

Вот уже более ста лет, этот инструмент очень любим русским народом, и раньше гармошка была почти в каждом доме. Ребята, поднимите руку, у кого есть дома гармошки, а у бабушек и дедушек.

В России без этого инструмента или его разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни одного концерта художественной самодеятельности. И для открытия нашего мероприятие, я приглашаю на сцену нашего гостя гармониста Плаксина Анатолия Николаевича, с казачьей плясовой "Уж как в Галичах горка крута". Встречайте!

Звучит песня "Уж как в Галичах горка крута"

Педагог: В творчестве русского народа главное место отводится русской песне, пляске, а какая песня да пляска без гармони. Не даром, русская пословица гласит - "Бери гармонь в руки — и не будет скуки". Ведь она является голосом России, его символом.

Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Ей всего чуть больше ста лет. Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента.

В начале XIX века гармонь приобретает большую популярность и становится любимым музыкальным инструментом российской деревни. Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоник, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии - концертина, в Германии - бандонеон, в Австрии - аккордеон, в России - баян и гармонь.

Одно из первых предприятий было в Вологодской области, после революции оно было раскулачено и находилось в здании церкви, но во время великой отечественной войны было взорвано. А в посвящение Вологде, звучит песня в исполнении нашего гостя Плаксина Анатолия Николаевича. Встречайте и подпевайте, "Вологда".

Звучит песня: "Вологда"

Педагог: Внезапный интерес народа к гармони можно объяснить ее простотой: для того чтобы играть на ней, не обязательно получать специальное образование. Ведь большая часть гармонистов - самоучки. Это быстро уловили российские предприниматели. В 1830 году в Туле началось массовое изготовление гармоней. В России сначала было 60 предприятий, по изготовлению гармони, а в советские годы работало 22 фабрики.

Основные марки это: Черепашка, для любителей маленьких гармоней. Вятская, Саратовская, Беларусь, украинская - Маричка, Чайка, Немецкая, Шуйская, Армавирская, Кировская, Тулькая и другие. Сейчас же работает всего три основных предприятия в Шуе, Кирове и Туле. Ребята, а кто знает, чем еще славится Тула? Правильно, самоварами, оружием и пряниками.

После начала массового изготовления гармоней, вся Россия не просто запела, а "зацвела Россия ситцевыми разноцветными мехами". Поплыли величавые и светлые русские песни — живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой.

Гармонь - это не только инструмент, это душа нашего народа. Гармонь во все времена играла огромную роль. В годы войны для поддержания боевого духа русского воина играли русская песня, русский танец, русская гармонь и частушки про Победу.

Ребята, а сейчас я приглашаю всех желающих, чтобы мы все вместе пропели Победные частушки (ребятам раздаются листочки со словами частушек. Девочкам надевают на плечи шали, на голову венки, мальчикам кепки. Раздаются деревянные ложки, трещетки и бебенцы).

В исполнении детей звучат победные частушки

  1. Гитлер вздумал угоститься - чаю тульского напиться.
    Зря, дурак, позарился — кипятком ошпарился.
  2. Москву-город взять пытались немцы-неприятели —
    Рокоссовского герои их назад попятили!
  3. Ехал Гитлер на Москву на машинах-таночках,
    А оттуда, из Москвы - на разбитых саночках.
  4. От Москвы и до Берлина дороженька узкая.
    Сколько Гитлер ни воюй, а победа — русская.
  5. Сидит Гитлер на дороге, в лапти обувается,
    А на них написано: жизнь его кончается.

Педагог: Молодцы, ребята! Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн гармонисты шли на фронт вместе со своими инструментами. Производство гармошек даже в годы Великой Отечественной войны не останавливалось. Тульские мастера решили было, что в тяжелые для страны годы не до музыки. Но армейские буквально забросали тульскую фабрику письмами с просьбами: "Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!".

Так гармошка стала боевой подругой и заняла свое место в строю. Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдат было отправлено около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт направили уже шестьдесят тысяч инструментов. Их можно смело назвать символами Великой Победы.

Любопытный факт: слепой Иван Маланин в Новосибирске вел радиопередачи "Открываем огонь по врагу". Каждая радиопередача состояла из двух частей. Сначала Иван Маланин читал фронтовые сводки, а после этого исполнял на баяне любимые мелодии. Популярность у этой передачи была необычайная.

А Русланова Лидия Андреевна, с самых первых дней Великой Отечественной войны была в составе фронтовых бригад, которые обслуживали передовые позиции. Она, как солдат, дошла до Берлина, до рейхстага. И там, на его ступеньках, русская артистка пела советским солдатам-победителям народные песни. “Звездой” всенародной военной эстрады была гармонь. Под гармонь пела великая Лидия Русланова, дав на фронте 1120 концертов.

Лидия Андреевна, исполнительница русских народных песен, рассказывала: "С какими музыкантами я ни пела, и с ансамблями, и с оркестрами, а голос летит только тогда, когда запевает саратовская гармошка с колокольцами. Тебе и делать ничего не надо, только пой, а гармошка сама всем расскажет про твои чувства и настроение". И предлагаю послушать запись такой гармошки и голос Лидии Руслановой.

Звучат записи наигрышей частушек

Педагог: Гармонь - удивительный музыкальный народный инструмент. Под нее смеются и плачут, горюют и радуются. Ей посвящают стихи, частушки и песни. И я предлагаю сейчас послушать несколько знаменитых исполнителей русских песен, воспевающих русскую гармонь.

Звучит нарезка из песен о гармони:

  1. Леонид Харитонов - "Если б гармошка умела"
  2. Валентина Толкунова - "Одинокая гармонь"
  3. Воронежские девчата - "На Руси никогда не умолкнут гармони"
  4. Мария Мордасова - "Эх, гармонь моя, да гармонь новая")

Педагог: В 1900 году русские гармошки покорили Париж. На Международной торговой выставке двух- и трехрядные гармоники тульских мастеров — братьев Киселевых получили награды. А в Германии, Италии и Америке открыты музеи гармоник.

В России таких музеев несколько, но один из самых известных, Музей русской гармоники открытый доктором искусствоведения профессором Альфредом Миреком. Собранную за полвека уникальную свою коллекцию, в 1997 году музыкант передал в дар городу — это более 200 редких видов музыкальных инструментов. В музее несколько разных залов, это воссозданный в экспозиции - Уголок мастеров изготовления музыкальных инструментов. Так же, экспозиционный выставочный зал, зал для музыкальных чаепитий и концертный зал.

В наши дни звуки гармони возрождаются через фестивали и конкурсы, массовые фольклорные праздники и выставки на них коллекций гармошек. И конечно, вы все знаете знаменитую телепередачу семьи Заволокиных "Играй гармонь любимая".

Но, к сожалению, сегодня вечерами на улицах, уже не встретишь гармониста и гуляющую с ней молодежь. А ведь в старину хороший гармонист считался едва ли не самым уважаемым человеком на селе, его считали первым парнем на деревне, а его гармошку - душой любой компании, без которого не обходилось ни одно гуляние, ни праздника, ни свадьбы, ни проводов в армию.

И сейчас я хочу предоставить слова нашему гостю Плаксину Анатолию Николаевичу. Анатолий Николаевич, скажите, сколько всего в вашей коллекции гармошек и какие сегодня у нас представлены. (Выступление гостя)

Выступление гармонистаВыступление гармониста

Педагог: Скажите, а чем они отличаются?
- Я знаю, что вы не только реставрируете их, но и переделываете, а как это влияет на звучание?
- А во сколько лет вы начали играть на гармошке?
- А дома, на праздниках играете? Знаю, играете, и я предлагаю сейчас нам с вами спеть нашу семейную песню "Малиновый звон".

Звучит песня "Малиновый звон"

Педагог: Анатолий Николаевич, не однократно выставлял свою коллекцию, на районных праздниках и фестивалях. Он всегда активно принимает участие в районных и областных конкурсах и фестивалях гармонистов, таких как: "Путешествие с гармошкой" и "Играй гармонь", чему свидетельствуют дипломы первой степени и сертификаты.

Выступает как солист исполнитель, так и в качестве аккомпаниатора, коллектива, детского фольклорного ансамбля "Сударушки". Который я сейчас и приглашаю на сцену. Для вас звучит песня "Пойду я в зеленый сад".

Звучит песня "Пойду я в зеленый сад"

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам подвести небольшой итог нашей встречи, и провести небольшую викторину. Ответьте:
- Как гармонь ласково называют в народе? Гармошечка.
- В какой области впервые стали делать гармошки? В Вологодской.

- Какой город в 1900 году покорили русские гармошки? Париж.
- Какая исполнительница русских народных песен выступала всю войну на фронте? Лидия Русланова.
- Как фамилия семейной династии ведущих телепередачи "Играй, гармонь любимая" на 1 канале? Заволокины.

- Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю всех станцевать несколько полек под гармошку (педагог показывает движения полек Грайворонского района).

Все танцуют польки и перестраиваются в большой хоровод

Педагог: Ребята, вот и подошло к концу наше мероприятие посвященное самому удивительному русскому музыкальному инструменту - гармошке. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного. Ну а если у вас появилось желание попробовать поиграть на гармошке, то подходите к нашему гостю Анатолию Николаевичу. (Желающие пробуют играть на гармошках)

Кого не волнует гармошка, кого не заденет она,
Послушать ее хоть немножко,
Раскрою я створку окна.

Гармонь соловьем на приманку,
Меха рвет - отпущено жить…
И кто не мечтает "тальянку"
Хотя бы к груди приложить.

И ходит, и бродит по свету,
Ансамблем со сцены поет,
Верна она свято завету - гармонь на Земле не умрет.

Педагог: До новых встреч!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!