Влияние сказки на формирование личности детей среднего школьного возраста

Дополнительное образование.

Цель: формирование и развитие положительных личностных качеств учащегося, через изучение русских народных сказок.

Задачи:

  • Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
  • Воспитание личностных качеств ребенка: доброта, справедливость, любовь, честность, доброжелательность;
  • Умение через сказку анализировать окружающий мир.

Педагог: Добрый день ребята! Скажите вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по русским народным сказкам, но в нашем путешествии нужно быть смелым, умным и сообразительным. А ну ребята не зевайте, на вопросы отвечайте:

- Вы умные? (дети отвечают – да!) Во всем благоразумные?
- Вы красивые? А может быть плаксивые?
- Трудолюбивые? И, наверное, трусливые?
- Вы смелые? А умелые?

- Молодцы! Но прежде давайте вспомним, что такое сказка, кто знает ребята?
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, а вы знаете, как в старые времена на Руси называли тех, кто рассказывал сказки? Сказители, и даже была такая профессия. Русские сказительницы – это женщины, которые вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Ребята, а кто-нибудь знает, как называется начало в сказках?

Зачины. Это небольшое начало. Ну, например: За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были… ребята, а какие вы знаете начала сказок, то есть зачины?

В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…Жили-были…В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Присказки. Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идет – песню поет. А вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди.

- Ребята, а ведь сказки бывают разные. Например, волшебные сказки - как вы думаете, какие это сказки? Правильно про героев людей и волшебные чудеса. Давайте вспомним положительных героев в волшебных сказках. (дети отвечают: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Маревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д.)

- Молодцы, а теперь давайте вспомним отрицательных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо-Юдо и т.д. Ребята, как вы думаете, что главное в волшебных сказках? Правильно, что положительные герои побеждают отрицательных. А какие они положительные: смелые, ловкие, добрые и т.д. А отрицательные: злые, коварные, трусливые и т.д. Скажите, а это хорошие или плохие качества человека? Правильно, плохие.

Педагог находит метлу и показывает ребятам.

Педагог: Ой ребята, смотрите, что это? Правильно метла бабы Яги. А знаю одну очень интересную игру, поиграем? Становитесь все в большой круг и повыше поднимайте ноги, что б метла вас не задела.

Игра "Метла бабы Яги"

Баба-яга на метлеБаба-яга на метле

Педагог: Молодцы ребята! А скажите как вы думаете Социально-бытовые сказки – это сказки про что и кого? Это сказки о жизни,о быте сельского или городского жителя, это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойтис человеком (с людьми). Например: "Каша из топора", "Как мужик гуся делил" и другие. Давайте вспомним, про что эти сказки, кто расскажет? Молодцы! А как вы думаете, про какие качества человека эти сказки? Правильно, молодцы, про жадность, хитрость и находчивость.

- А вот в сказках о животных героями могут быть не только люди, но и животные, которые умеют разговаривать, одеваются, как люди. Ребята вспомните сказки про животных.
Молодцы! Например: "Лисичка со скалочкой", "Лиса и собаки", "Петушок – золотой гребешок", "Как мужик репу и пшеницу сажал", "Как волк рыбу хвостом ловил", "Маша и медведь", "Два жадных медвежонка" и др. скажите, а звери похожи в этих сказках на людей, а чем, какими качествами.

- Например, лиса - хитрая, обманщица. Заяц – трусоват, медведь – глуповат, волк – жаден, а коза Дереза – ленива и хитра. Это хорошие или плохие качества, правильно плохие. Молодцы!

- Ну а сейчас я предлагаю вам поиграть в еще одну игру по козу – Дерезу. Давайте все встанем по кругу, я буду ходит внутри круга и с песней показывает движения, а вы за мной повторяйте. И так, несколько раз.

Педагог ходит по кругу с песней.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Головкой покачаем и снова начинаем.

3-4 раза проходит игра "Пошла коза по лесу"

Пошла коза по лесуПошла коза по лесу

Педагог: Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю вам небольшую викторину о сказках.

Вопросы викторины:

  1. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
  2. Кого поймал Емеля в проруби? (щуку)
  3. Кто съел колобка? (лиса)
  4. Где нашел Иван-царевич царевну-лягушку? (в болоте)
  5. Кто у Аленушки унес на крыльях братца Иванушку? (гуси-лебеди)
  6. Кто лопнул от смеха? (пузырь)
  7. Кто побывал в гостях к трех медведях? (Маша)
  8. Что нашли два жадных медвежонка? (головку сыра)
  9. Кто раздавил теремок? (медведь)

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам побыть героями сказки Теремок и поиграть со мной в игру. Готовы? (По кругу ставятся 4-5 стульев с большими шалями)

Педагог: Под музыку все бегаем по кругу, а как музыка закончится, нужно спрятаться под теремок – (шаль), но учтите с каждым разом теремков будет все меньше.

Игра "Теремок"

Педагог: Молодцы ребята! А скажите:

  1. В чем смерть кощея? (в яйце)
  2. Чем били бабы волка, когда увидели его у проруби? (коромыслами)
  3. Кто прогнал лису из лубяной избушки? (петух)
  4. На чем играл кот, когда пошел петушка от лисы выручать? (на гуслях)
  5. Что сажал мужик в сказке, про вершки и корешки? (репку и пшеницу)
  6. Кто посадил репку? (дед)

- Ребята, а вы знаете, почему в сказках сажали именно репку, а не картошку или морковь? Репка с незапамятных времен была на Руси главным овощем, второй по значению едой после хлеба. Редькой засевали целые поля – как потом (в ХIХ веке) стали засевать картофелем, которую завез в Россию Петр I. Ведь репка не капризная, растет по всей России, до самых северных мест. А как вы думаете, что готовили из репы? Правильно каши, пироги. А в чем в старину готовили? Правильно в печи.

Ребята, а скажите:

  1. На чем Емеля приехал во дворец? (на печи)
  2. Кто просил Аленушку съесть пирожок, когда она искала братца Иванушку? (печка)
  3. 3. В чем хотела баба яга зажарить Ивана царевича? (в печи)

- И действительно русская печь один из важных элементов в русских сказка, она встречается очень часто. Илья Муромец 33 года пролежал на печи. В избах и домах она была не только обогревательный прибор дома, но и как спальное место, сушилка для трав, грибов и фруктов, а главное яркий символ русского духа. А зимой на печи спать не просто тепло, но и полезно для здоровья. Вот и Емеля их сказки, прям на печи и поехал во дворец. Во многих старых домах и сейчас стоят большие русские печи.

- Ребята скажите, а в какой сказке заколдованная царевна, была мастерица на все руки, и хлеб испечет и ковер соткет? Правильно "Царевна - лягушка", молодцы! А ведь раньше, в старину, все женщины занимались рукоделием, но первыми вязать научились, как вы думаете, кто? Мужчины, они были кочевниками-бедуинами. Днем в пустыне было жарко, а ночью холодно, и чтоб согреться, они начали из верблюжьей шерсти вязать теплую одежду.

- Ребята, а давайте вспомним, в каких еще сказках герои вяжут, прядут или вышивают? Молодцы! Скажите, какие качества прививает рукоделие? Усидчивость, терпение, аккуратность и т.д.
- А какие волшебные предметы помогают героям в сказках? Молодцы! В волшебных сказках героям помогают волшебные силы: Волшебная палочка; Ковер-самолет; Шапка-невидимка; Волшебный клубок, Скатерть-самобранка и другие. Многие волшебные сказки рассказывают о таких качествах, как смекалка, ловкость, сообразительность. Героям они нужны чтобы, добыть, для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет. Например "молодильные яблоки". Ребята, скажите, в каких сказках встречается яблоко?

- Молодцы, я вам сейчас предлагаю сыграть в народную игру "Яблоки", вот в корзине лежат яблоки, корзину ставим в круг, под музыку мы ходим по кругу и поем, но как только музыка замолкает, каждый должен успеть взять из корзины по яблоку. Повторяйте все за мной:

Яблочки мы ели, ели и хрустели,
Маленькому Славочке не хватило яблочка,
Во садочек я пойду, Славе яблочко найду,
Раз, два, три, бери. (Хлопают в ладоши)
3-4 раза проходит игра "Яблочки мы ели".

Педагог: Молодцы! Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Вы доказали, что знаете много разных сказок. Скажите ребята, так чему нас учат сказки, какими не надо: злыми, ленивыми, жадными, хитрыми. Молодцы, а какими надо быть? Правильно: смелыми, добрыми, отзывчивыми, дружными, трудолюбивыми! Я надеюсь, что в жизни, вы будете именно такими.

Ну а на этом наш урок заканчивается, до свидания ребята.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!