Методическая разработка урока по слушанию музыки «Детский альбом» П.И. Чайковского

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока по слушанию музыки для учащихся ДМШ (ДШИ), осваивающих дополнительную предпрофессиональную образовательную программу в области музыкального искусства.

Урок использует современные методы работы, может служить учебно-методическим материалом для самостоятельного изучения учащимися фортепианного цикла "Детский альбом".

Класс: 1 (по 8-летнему обучению).

Цель урока: знакомство с основными образами фортепианного цикла П.И. Чайковского "Детский альбом".

Образовательные цели занятия:

  • эстетически воспитывать учащихся, развивать их художественный вкус;
  • помочь учащимся познавать окружающую действительность через профессиональное музыкальное искусство;
  • воспитывать у учащихся художественное восприятие музыкальных произведений.

Задачи:

  • учить рассказывать о характере музыки;
  • учить сравнивать музыкальные произведения, близкие по содержанию, но разные по характеру;
  • познакомить учащихся с пьесами Чайковского из цикла "Детский альбом".

Предполагаемый результат:

  • определять характер прослушанного произведения;
  • проявлять интерес к музыке;
  • соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила в коллективной музыкальной деятельности;
  • умение отвечать на вопросы.

Техническое обеспечение: видеопроектор, экран, фортепиано, CD-диски, ноты.

Ход занятия

Организационный момент

(Под музыку "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" дети входят в зал и рассаживаются за парты)

Педагог: Дети, Вам понравилась музыка, под которую Вы сейчас маршировали? (Да)
- А какая по характеру была музыка? (Веселая, легкая, подвижная…)
- Правильно! Сегодня я расскажу Вам о композиторе, который сочинил этот жизнерадостный марш.

Вступительный рассказ

Педагог: Эту музыку написал наш русский композитор Петр Ильич Чайковский. Он сочинил специально для детей не только этот марш, а целый альбом небольших фортепианных пьесок. И назвал он его "Детский альбом".

- Петр Ильич Чайковский очень любил и понимал детей. На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей родной сестры Анны Ильиничны Давыдовой на Украине, в селе Каменка. Он очень любил своих племянниц и племянников, радовался от общения с ними, и написал для них 24 несложных маленьких пьесок, которые и составили "Детский альбом".

Петр Ильич Чайковский (07.09.1840-25.10.1893) - русский композиторПетр Ильич Чайковский (07.09.1840-25.10.1893) - русский композитор

- В этих пьесах композитор запечатлел настроения, переживания, игровые сценки, сказки и мечты своих племянников. Давайте посмотрим на экран, на слайде показана картинка, которая очень хорошо передает содержание "Детского альбома" – о чем хотел нам рассказать композитор? (ответы детей)

- Правильно, есть здесь истории о куклах и игрушках, о картинках народной жизни, мечты-представления о чужих странах. А сейчас мы будем с вами внимательно слушать музыку и пытаться понять, что именно хотел изобразить Петр Ильич Чайковский.

Прослушивание музыки

(звучит пьеса "Болезнь куклы")
Педагог: Какая по характеру музыка? (жалобная, печальная, грустная)
- Это музыка для девочки или для мальчика? (для девочки)
- Правильно! А как вы думаете, почему в музыке передано такое грустное настроение? Что могло так сильно огорчить девочку? (ответы детей)

Педагог: Эту пьеску композитор назвал "Болезнь куклы". Поэтому она звучит так грустно и жалобно. А давайте еще раз внимательно послушаем пьесу и попытаемся определить, что необычного в этой музыке, почему она так печально звучит? Особенно обратите внимание на мелодию пьесы. (прослушивание пьесы в аудиозаписи)

- Ребята, Вы обратили внимание на то, что в этой пьесе нет сплошной напевной мелодии? (Да)
- А какая она?
- Правильно! Она постоянно прерывается паузами, каждый отдельный звук мелодии напоминает жалобный вздох "Ох… ах…". В каком темпе звучит пьеса? (медленно)

- Правильно! Она звучит грустно и медленно, постепенно спускается в низкий регистр.
- А теперь давайте послушаем другую по характеру пьеску. Внимательно подумайте, что на этот раз хотел выразить композитор, передать какие детские мысли и переживания?

(звучит пьеса "Неаполитанская песенка")
Педагог: Ребята, вы, наверное, уже раньше слышали эту музыку? (Да)
- Какой у нее характер? (веселый, легкий, танцевальный)

- Верно! Ребята, а вы обратили внимание, что вы по-разному объяснили эту музыку: кто-то отметил, что это песня, а кто-то из вас сказал, что это танец. Это произошло потому, что в этой пьесе соединились и песня, и танец.

- Эту мелодию Петр Ильич Чайковский услышал в итальянском городе Неаполе, где отдыхал однажды летом. Она так понравилась композитору, что он записал ее нотами, а потом использовал не только в "Детском альбоме", но еще и в своем знаменитом балете "Лебединое озеро".

- Действительно, эта мелодия – это и песня, и танец, потому что у нее есть запев, который мы можем спеть. Давайте попробуем (педагог поет вместе с детьми на любой неопределенный слог). Вот это и есть песенка. А теперь давайте попробуем спеть припев. (не получается)

- Вот эту часть, припев, спеть нам оказалось сложно, потому что это уже не песня, а веселый стремительный танец. Такие танцы часто наблюдал композитор на веселых итальянских карнавалах, когда бывал в Италии.
- А теперь мы с вами послушаем, как звучит эта мелодия в балете Чайковского "Лебединое озеро".

(прослушивание "Неаполитанского танца" из балета "Лебединое озеро")

- Скажите, ребята, что изменилось в этой музыке? (предполагаемые ответы – громче, быстрее…)
- Верно, теперь эта музыка звучит не на фортепиано, а в исполнении целого оркестра, а мелодию исполняет самый яркий медный духовой инструмент – труба.

- Мы послушаем еще одну пьеску из "Детского альбома". Она будет рассказывать нам про одну сказку. Как вы знаете, сказки бывают добрые и страшные. Мы должны сейчас определить, какая это сказка, про что она. Давайте слушать!

(прослушивание "Нянина сказка")
Педагог: ну как, ребята, Вы определили, что хотел сказать нам композитор? (предполагаемые ответы – страшная, колючая, резкая)
- Правильно, ребята! Это тревожная, страшная сказка. Как вы думаете, кого хотел изобразить композитор? (Бабу-Ягу)

- Конечно, ребята! Ну какая страшная сказка без Бабы-Яги! А кто мне объяснит, какими музыкально-выразительными средствами пользовался композитор, чтобы мы догадались именно о Бабе-Яге?
- Хорошо. Давайте я вам помогу! Здесь была красивая, напевная мелодия, как в "Неаполитанской песенке"? (Нет)

- Правильно, мелодии здесь не было, звучали только сухие прерывистые аккорды, которые и создали злой, колючий образ. А аккорды звучали ровно? (Нет, они иногда будто выталкивались, кривлялись)
- Аккорды звучали отрывисто, настороженно, с неожиданными акцентами или "замирали" на одной высоте. Поэтому мы и представили образ страшной Бабы-Яги.

Итог урока

Педагог: Ребята, давайте еще раз повторим, какие произведения мы с вами сегодня слушали? (дети перечисляют названия пьес)
- Правильно! Все эти пьесы входят в один большой альбом детских пьес, который называется… ("Детский альбом")
- А кто написал все эти пьесы? (Петр Ильич Чайковский)

- В 1976 году был создан мультфильм "Детский альбом", в котором звучат пьесы из одноименного фортепианного цикла Петра Ильича Чайковского. В мультфильме не произносится ни одного слова, а только лишь звучит музыка. Персонажами стали милые и добрые игрушки из любимых увлекательных сказок. В титрах приведен список пьес "Детского альбома", которые звучат в мультфильме.

Ваше домашнее задание: посмотреть мультфильм "Детский альбом". ("Союзмультфильм", автор сценария и режиссер И. Ковалевская)

(пьеса "Марш деревянных солдатиков")
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали! Мы с вами прощаемся под музыку пьесы "Марш деревянных солдатиков".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: открытый урок, музыка, 1 класс