Образовательные области:
Цель занятия: формирование умений у детей подготовительной к школе группы создавать образы из пластилина по мотивам дымковской игрушки.
Задачи занятия:
Подготовительная работа: виртуальная экскурсия "История дымковской игрушки", беседа на тему "Дымковская игрушка", дидактическая игра "Угадай какая роспись".
Материалы и оборудование: пластилин белого цвета, дымковская игрушка, доска для лепки, стека, салфетки влажные, схема лепки.
- Ребята, подойдите все скорее ко мне, я хочу вам показать одну очень интересную вещь.
- Представляете, я вчера была в самом настоящем музее Дымковской игрушки, знаете такие игрушки? (да!)
- Там было столько много разных, красивых игрушек, но мне запомнилась одна очень интересная дама. Она стояла одиноко в витрине, и ей было очень грустно. Я просила у экскурсовода, что же эта за игрушка и почему она грустит.
- Он рассказал мне, что это Дымковская барышня, а грустит она потому, что ей одиноко, все ее подружек – сестренок раскупили.
- Ребята, мне ее стала так жалко, что я ее решила купить и принести вам, может, мы с вами найдем способ, как ей помочь.
- Посмотрите, какая она красивая, красочная, какие на ней изящные узоры, поможем ей не грустить?
- А как же мы можем ей помочь? (Ей надо сделать подружек, чтобы она не грустила)
- Правильно, только вот как мы можем их сделать? (нарисовать, вырезать, слепить)
- Хорошо, сегодня я предлагаю вам слепить подружек для нашей барышни, а для этого нам надо пройти за рабочие места. (Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают игрушку)
Ознакомления с материалом
- Садитесь удобно, спинка ровная. Чтобы нам слепить таких же барышень, на рассмотреть ее внимательно. Из каких частей она состоит? (юбочка, туловище, ручки, голова)
- Правильно, а что у нее на юбке изображено? (дымковские узоры)
- Да, вы все правильно ответили, теперь можно приступать к лепке. Посмотрите внимательно, свою барышню я буду лепить из белого пластилина. Для начала, я делю его на части, ребята, а чем делят пластилин? (стекой)
- Правильно, я делю кусок пластилина на 5 частей. Первая часть самая большая, из нее мы будем делать юбку, 2 кусок, чуть-чуть меньше, его я делю на 2 части, и из них буду лепить туловище и голову.
- И 2 маленьких кусочка я оставляю для рук. Ну все, пластилин поделен, теперь можно приступать, а как вы думаете, с какой части лучше начать? (с головы; с самой большой части – юбки)
- Да, я предлагаю начать лепить с юбки. Для этого я беру самый большой кусок пластилина и скатываю его в шар. Теперь, чтобы юбка была полая внутри, я продавливаю большими пальцами в середине шара углубление, вот так.
- На что это похоже? (на колокол)
- Да, теперь, я ставлю нашу заготовку на стол и начинаю ее вытягивать плавно вверх. У меня получилась вот такая пышная юбка. Дальше мне надо слепить туловище. Для этого мы берем какой кусок пластилина, кто запомнил? (Надо брать кусок поменьше, который вы разделили на 2 части)
- Правильно, Петя, какой ты внимательный. Я беру этот кусок и делаю из него столбик. Для этого, я беру средний кусок пластилина и скатываю из него толстую колбаску, а с помощью стеки обрезаю края, чтобы они были ровные.
- Вот такое туловище у меня получилось. Дальше нам надо слепить голову, а какой она формы? (круглая, формы шара)
- Правильно, я беру и катаю вот такой шарик. И нам осталось слепить всего 2 ручки, а на сто они похожи? (На сосиски, колбаску, палочки)
- Хорошо, я беру 2 маленьких кусочка и из них катаю 2 средних колбаски. Вот такие длинные ручки у меня получились.
- А что теперь надо сделать, как вы думаете? (соединить все части)
- Правильно, Аня. Сначала я соединяю юбочку и туловище, прижимаю, их друг к другу и место стыка сглаживаю, чтобы они хорошо соединились. Сглаживаю все края, чтобы все части у меня хорошо соединились и не было бугорков.
- Вот так. Дальше я присоединяю таким же способом голову и ручки. Посмотрите, вот такая шикарная барышня у меня получилась. Я не стану украшать ее платье, но если у вас останется время, то вы можете налепить на ее платье узоры: блинчики, баранки, завитки, ягодки, все, что захотите.
Физминутка
- А теперь, я предлагаю вам отдохнуть, вставайте со стульчиков:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)
- Отдохнули, присаживайтесь на места, спина ровная. Но перед тем, как нам начать лепить, нам надо размять наши пальчики. (Дети садятся за столы и повторяют пальчиковую гимнастику за воспитателем)
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
- Ну все, теперь мы все размяли. Давайте вспомним, что сначала нам надо слепить, Петя? (Сначала мы лепим юбочку)
- С помощью, каких приемов? (Продавливание середины большими пальцами и вытягивание)
- Хорошо, что будем делать дальше, Катя? (Дальше мы будем лепить туловище)
- Какой оно формы? (Столбик)
- Хорошо, молодец, а что следующее будем лепить, Оля? (Мы будем лепить голову, которая имеет форму шара)
- Что нам надо слепить еще, Даша? (Руки)
- Отлично, что дальше будет делать, Ваня? (Соединять все части)
- А какими способами? (Сначала присоединения, а потом смазывания всех стыков)
- Ребята, вы все очень хорошо запомнили, теперь можете приступать к изготовлению своих барышень – подружек нашей барышне Марии, а если вы забудете, в какой последовательности надо делать, то вы всегда можете обратиться к помощнице – схеме, которые лежат у вас на партах.
Включается не громко, расслабляющая музыка и дети начинают лепить. Воспитатель контролирует лепку детей и при необходимости помогает им.
- Ребята, теперь, я предлагаю вам, сделать выставку ваших работ, где будет находиться наша Дымковская Барышня со своими подружками, у нее стало вон как много подружек, теперь она не будет грустить.
- Какие у вас получились замечательные барышни, многие успели ее украсить разными узорами. У Ани получилась прям сестра нашей Барышни, они так похожи.
- Ребята, что мы сегодня делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Вам было сложно? (если да, то, что у тебя вызвало затруднения?)
- Вам понравилось?
- Я очень рада, что вам понравилось лепить Дымковских барышень, мы не только с вами провели очень здорово время, но и помогли главной Барышне, она вам очень благодарна.