Образ севера в картинах отечественных художников и детских рисунках

В статье кратко представлен образ севера России в творчестве отечественных художников, представлены художники посетившие север, кратко указана творческая деятельность, посвященной данной теме, и их картины.

Описан учебный процесс и методики преподавания, основная направленность учебного процесса заключается в формирования личности ребенка, развития его творческих способностей.

Ключевые слова: изобразительное искусство, творческая деятельность учащихся, художники севера, развитие, искусство, преподаватель, межпредметная связь, дисциплины, композиция, пленэр.

Север всегда привлекал своей суровой самобытной красотой, был источником вдохновения многих творческих людей. Художники искали новые, свежие мотивы для своих произведений, север был одним из них. Ему посвятили свои картины русские, отечественные художники, такие как:

  • И.Я. Билибин (его иллюстрации посвященные Русскому Северу)
  • Н.К. Рерих (написавший картины Карелии, Сердоболя, Валаама)
  • В.В. Верещагин (написавший серии этюдов во время путешествия по Северной Двине, на Белом море, Соловках)
  • К.А. Коровин и В.А. Серов (во время путешествия по Русскому Северу написали около трех десятков картин и этюдов, объединенных в один общий северный цикл работ)
  • А.М. Васнецов (как и его брат, и отец, многократно писал пейзажи вятских земель)
  • К.А. Васильев (писал суровую природу русского севера)

Особое место в отечественном искусстве начала ХХ века занимает северный пейзаж. В разные годы на Севере побывали творческие группы из разных регионов страны. Отправляясь в поездки, мастера искали для своих работ новые темы и сюжеты. Воспевая северную природу, отечественные художники в своих работах использовали разнообразную цветовую гамму, добиваясь тончайшей градации тона и цвета, свежести контрастных сочетаний, яркого живописного изобразительного эффекта.

Появляются вдохновенные картины художника А.А. Яковлева посвященные красоте арктических широт. В Мурманске были представлены его работы, созданные в начале и в конце творческого пути. А между ними были еще десятилетия интенсивного труда, продолжительных путешествий, результатом которых стали широко известные серии картин «Чукотка», «Таймыр», «Счастлива» (Чукотка), «Одиночество», «На рассвете». «Теплый день. Март», «Уэленская красавица», «Ярангу строят», «Арктическое лето».

Образы тундры и коренного населения Русской Арктики, занимавшегося оленеводством и морскими промыслами, были отображены в творческих работах художника Д.К. Свешникова (картины: «Хозяин тундры», «Северянка» были приобретены Государственной Третьяковской галереей, другие работы находятся в постоянной экспозиции Музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова (г. Архангельск).

Из заметок художника: «Да, тундра, оконечность того края, что принято называть Русским Севером, теперь совсем не та, какой открылась в начале века… Но также как и прежде, величественна и сурова природа, требующая здешних людей, несмотря на все успехи цивилизации и культуры, мужества и любви». Чукотка вдохновляла многих творческих людей.

Художник П.М. Кондратьев в 1953 году по заказу издательства ездил в трехмесячную командировку на Крайний Север. Ему было поручено иллюстрировать чукотский букварь. Именно там зародился цикл акварелей «Чукотка», над которым художник работал несколько лет (картины: Древняя земля Чукотки, Голубой день, Девушка-чукчанка, Яранга, Стоянка, Ветер).

Павел Михайлович несколько месяцев жил среди коренных жителей Чукотки, изучая их обычаи и традиции, прислушиваясь к незнакомому мелодичному языку национальных песен. Художника интересовала обрядовая сторона жизни древнего северного народа. На одной из картин весна вдохновила его на создание картины «На Чукотке весна», изображающая на фоне почти монохромного пейзажа мужчину и женщину в ярких камлейках.

Северной тематике посвятил свои картины М.Д. Кузнецов в 70-х годах. Мастер запечатлел на своих полотнах жизнь северного края, его бескрайние просторы, железные дороги, труд сильных и мужественных людей. Открыв для себя Север, художник-график В.М. Петров-Камчатский долгие годы посвятил изучению обычаев быта народов Крайнего Севера, Чукотки и Камчатки, которые произвели на него неизгладимые впечатления своими приданиями, легендами, непосредственностью и духовной глубиной отношением к вечным ценностям мироздания.

Коренные жители покорили художника своей искренность и чистотой человеческих отношений. Графические сюиты и отдельные листы мастера воспринимаются подобно поэтическим сагам, отмечены метафоричностью образного языка гармонией земного и возвышенного (картины: Чукотский разговор, 1983; Игра китов, 1975; Северный хлеб, 1984; Пароход с большой земли, 1972; Время дальней дороги, 1988; Берега Чукотского моря, 1980).

Его взгляды разделяла и его жена, якутская художница, М.А. Рахлеева. Большая часть её творчества была посвящена родному краю (картины: Долина река Токко, Лето, Томпо, Детство, Качели, Добрая эбэ Харытэй, На родной земле). Важная часть жизни художника-графика В.А. Истомина была связана с Чукоткой, в которой он прожил около 30 лет.

Художник был в восторге от бескрайних просторов, закатов, рассветов, северных сияний, белых ночей. Гравюрами, полотнами, рисунками о Чукотке он щедро делился со зрителем. В его картинах можно увидеть образы: старика, чукчи, с гравированном клыком в руках, плавные движения танцующей танец «Журавли», чукчанки, мужчину, бьющего в чукотский бубен – ярар, одухотворенность людей, создателей самобытного прекрасного искусства.

Чукотка, её коренные жители, их быт были отображены другими отечественными художниками ХХ века (Быков В.П.: Весна на Чукотке, 20 век; Коняхин Ф.М.: Чукчанка Ольга, 1970-е; Осипов А.Н.: Пастух Чукча, 1958; Попов А.П.: На Чукотке, 1990; Рыбачук И.В.: Чукчаночка, 1954; Медведский В.М.: На далёкой Чукотке, 1969).

Наш педагогический коллектив много лет преподает изобразительное искусство в детской школе искусств города Анадырь. Использует всё богатое наследие созданное поколениями художников, мастеров прошлых лет. Работая бок обок, с опытными преподавателями, мы, молодые педагоги набираемся опыта, заряжаемся новыми педагогическими идеями, разрабатываем современные методики преподавания.

Наша педагогическая деятельность осуществляется в тесной межпредметной связи. Мы ведём несколько дисциплин: рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусств, летняя практика пленэр, каждая из них имеет свою программу. Сама программа включает в себя несколько циклов, и состоит из различных тем, они в свою очередь имеют цели и задачи.

Все предметы цикла в совокупности способствуют большему пониманию детьми искусства, своей творческой деятельности. Мне бы хотелось выделить два самых важных, на мой взгляд, предмета, это композиция и летняя практика пленэр. Обучаясь по этим дисциплинам, дети учатся выполнять задания самостоятельно. На Композиции учащиеся погружаются в собственные воображения и представления.

На пленэре, работая на открытом воздухе, учащиеся учатся передавать природу с натуры, наблюдать, как меняется освещение в зависимости от погоды и времени суток. Летняя практика способствует закреплению знаний, умений и навыков во время самостоятельной работы. Учащиеся применяют полученный опыт на уроках Рисунка, Живописи,

Композиции, используют выразительные возможности материала, учатся видеть и передавать пространство на плоскости бумаги. Выбирать интересные виды и сюжеты для своих работ, и, самое главное, выполнять их самостоятельно. Они изображают природу окружающую их. Природу вечной мерзлоты, болот и тундры, где за короткое полярное лето успевает расцвести разнотравье, и созреть богатый урожай ягод и грибов.

Летом наступает полярный день, когда солнце практически не заходит за горизонт, появляется возможность рисовать в любое время суток. Осенью тундра окрашивается разноцветным ярким ковром от золотистых ярко – красных до багрово – бурых красок. Зима резко контрастирует с летом. Но и у зимы есть свои краски. Зимой можно наблюдать обилие снега после пурги, разноцветного полярного сияния в морозные вечера, невероятно красивее северные рассветы и закаты.

После затяжной холодной зимы, приходит долгожданная весна. В это время природа просыпается, и среди заснеженной тундры, ещё покрытой белым снегом, появляются проталины с золотисто-охристыми оттенками перезимовавшей травы. На обрывах, где сошёл снег, начинают появляться ростки первой зелени, окрашенные в теплые зеленоватые оттенки. С приходом первых дней лета начинается таяние льдов.

На, ещё покрытом льдом, Лимане образуются озёра воды лазурного оттенка, отражая небо и берега. Чтобы увидеть красоту природы, не нужно далеко ходить, тундра подступает к городу, окружая его. Занятия на пленэре способствуют приобщению детей к окружающей природе. Тема Север также раскрывается в жанровых композициях и тематических натюрмортах.

Например, в натюрмортах преподаватели используют атрибутику предметов культуры края. В жанровых композициях используется наглядный материал (фотографии и иллюстрации репродукций картин художников) а также их собственные представления окружающей среды. В пейзажах учащиеся используют материал собранный ими на пленэре (наброски, зарисовки, этюды, фотографии).

Необходимо научить детей составлять композиции таким образом, чтобы учитывалась компоновка целого, общая цветовая гамма, колорит. На скульптуре некоторые темы посвящены животным Севера. Учащиеся копируют скульптуры мастеров, также лепят с чучел животных. На беседах об искусстве дети знакомятся с культурой, бытом, обычаями и традициями народов Севера, смотрят научно – документальные фильмы о родном крае, а также фильмы о художниках, мастеров декоративно – прикладного искусства.

Посещение краеведческих музеев знакомит с визуальными экспозициями, литературой, писателями края. Многие проводимые творческие конкурсы посвящены Чукотке, Северу, к ним относятся: Пленэр, Юные дарования Чукотки, Пеликен, Эргав. Учащиеся и педагоги становятся активными участниками этих конкурсов. Учеба, творчество способствуют исследованию края учащимися.

Это даёт им понимания культурного разнообразия, широту взглядов. Задача педагога использовать разные методы обучения и подходы, которые позволят учащимся быть заинтересованными искусством, быть активными в своей творческой деятельности.

Творческие работы учащихся детской школы искусств г. Анадыря

Работы учащихся детской школы искусств г. АнадыряРаботы учащихся детской школы искусств г. Анадыря

 

Иллюстрация к произведению "Сон в начале тумана"Иллюстрация к произведению "Сон в начале тумана"

Размер:
188.37 Kb
Скачали:
2