Беседа знакомит ребят с уникальностью портретного жанра в изобразительном искусстве.
Информация поможет детям расширить кругозор, узнать новую интересную информацию.
Педагог: "Что есть красота и почему ее обожествляют люди?.."
- Эта известная строка Николая Заболонского чаще всего вспоминается, когда любуешься работами старинных мастеров.
- Красота и тайна портрета – у каждого своя, неповторимая, загадочная. "Огонь мерцающий в сосуде", говоря словами все того же русского поэта.
- В чем непреходящая сила этого огня? Почему из века в век он опаляет наши сердца, как только мы встречаемся с настоящим искусством великих художников?
- И чем чаще предстают перед нашими изумленными глазами кубические безумства и загадочные, но бездушные черные квадраты, тем сильнее это впечатление.
- Дело тут, очевидно, не только в воздействии на людей реалистического искусства, когда изображенные героини предстают на портретах как живые. Художники своей волшебной кистью будто перенесли на полотна их души – недаром же портретам часто придавали особое, мистическое значение!
- Вспомним знаменитый роман "Портрет Дориана Грея", сюжет которого английский писатель Оскар Уайльд целиком построил на волшебных свойствах произведения художника. Непостижимым образом на лице изображенного красавца проступали все следы пороков, присущих Дориану.
- "Страстным молчанием" называл живопись французский художник Гюстав Моро. Это определение, как никакое другое, выражает сущность многих полотен, моделями для которых послужили прекрасные, неординарные женщины. Созданные в разные эпохи, мастерами разных школ, эти портреты сегодня волнуют не меньше, чем современников. С еще большим трепетом в них всматриваешься, когда знаешь, каким причудливым образом переплелись судьбы модели и живописца.
- Истории красивой любви, как и истории полные драматических переживаний, а то и вовсе трагические, исследователи часто трактуют неоднозначно – слишком противоречивые дошли до нас факты. Бесспорно, одно - талантливому художнику дано проникать в тайны души.
Педагог: Гегель говорит о портрете как о созерцании характеров людей. Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражен внутренний характер человека. "Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства". И это, прежде всего, относится к автору этих строк - великому портретисту И. Крамскому.
Каждый портрет в какой-то мере можно считать автопортретом мастера, его создавшего, так как в процессе работы над портретом художник вкладывает в него часть своей души, своей психологии, своего характера, свои национальные особенности.
- А. Герасимов считал труд портретиста благородным и важным, но вместе с тем и неимоверно трудным по своим задачам и ответственности делом, поскольку художник-портретист всегда должен быть предельно правдивым по отношению к натуре - не льстить ей и не окарикатуривать, а изображать человека в его подлинном жизненном сходстве.
- Работа портретиста весьма специфична. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что портретист действительно более, чем какой-либо другой художник, связан моделью. Но необходимость объективного видения нисколько не ущемляет субъективного начала портретиста. Речь идет о том, чтобы индивидуальное видение художника отражало истинно существенное в оригинале.
Педагог: Возможности портрета велики богаты и многообразны. В области портретного жанра можно говорить о портретных изображениях - психологических характеристиках, портретах обстановочных, портретах-картинах, портретах исторических личностей, портретах современников, портретах мирового типажа.
- Наиболее труден психологический портрет, когда раскрывается характер человека, его сущность через его внешность даже без атрибутов, без обстановки.
- Характер - это не внешний облик, не форма носа, не овал лица. Это внутренняя сущность человека, точная его индивидуальная характеристика. В этом заключается сложность художественного обобщения в портрете.
- Веласкес. Рембрандт, Репин, Серов, Нестеров и другие мастера дали в своих портретах изумительное проникновение в сущность человека, раскрыли тайны его души.