Лексическая тема: "Насекомые".
Цель: развивать и совершенствовать у обучающихся первого класса общеобразовательной школы навык количественного фонематического анализа.
Задачи:
- Здравствуйте, ребята.
- Сначала садятся на свои места дети, имена которых начинаются с гласного звука. Теперь остальные. (Обучающиеся выполняют задание, рассаживаются по своим местам)
Игра "Подскажи словечко"
- Ребята, угадайте, кто к нам пришел на урок.
Лучше всех он строит дом,
Очень много комнат в нем.
Назови его скорей.
Ведь строитель… (Муравей)
- Это герой сказки Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил".
- Вспомните, кто не помог ему добраться до дома? (Гусеница листовертка)
- Сегодня она спрятала гласные буквы, в которых живут гласные звуки. Слова без них звучать не будут.
- Поможем их вернуть, выполним задания гусеницы.
- Муравьишка предлагает вспомнить гласные звуки.
А, О, У ,Э, Ы, И –
Звуки гласные мои.
Их не трудно перечесть
Гласных звуков ровно шесть:
А, О, У, Э, Ы, И –
Звуки гласные мои.
- Гласные звуки будем обозначать красным кружком. Остальные звуки в русском языке являются согласными. Их намного больше, чем гласных звуков.
- Твердые согласные звуки будем обозначать синим кружком. Мягкие согласные звуки - зеленым кружком.
- Звуки [ш], [ж], [ц] – всегда твердые. Звуки [йʼ], [чʼ], [щʼ] – всегда мягкие.
- Чтобы гусеница вернула буквы, в которых живут звуки, будем определять количество звуков в словах и место звука в слове.
Развитие и совершенствование умения определять место звуков в слове. (начало, середина, конец)
- Возьмите карточки и определите положение звука [э] в слове "эхо", взяв нужный кружок. (Звук [э] находится в начале слова, обозначается красным кружком)
- Определите положение звука [о] в слове "мох", взяв нужный кружок. (Звук [о] находится в середине слова, обозначается красным кружком)
- Определите положение звука [ы] в слове "усы", взяв нужный кружок. (Звук [ы] находится в конце слова, обозначается красным кружком)
- Проверьте, посмотрите на экран.
Развитие навыка фонематического анализа и синтеза
Игра "Составь схему слова"
- Возьмите звуковые линейки и кружки. Составьте схему слова "жук". Определите количество звуков в слове. Поднимите карточку с нужной цифрой. (В слове "жук" три звука, поэтому карточка с цифрой 3, один гласный звук, два твердых согласных звука)
- Составьте схему слова "паук". Определите количество звуков в слове, поднимите карточку с нужной цифрой. (В слове "паук" четыре звука, поэтому карточка с цифрой 4, два твердых согласных звука, два гласных звука)
- Составьте схему слова "мухи". Определите количество звуков в слове, поднимите карточку с нужной цифрой. (В слове "мухи" четыре звука, поэтому карточка с цифрой 4, один твердый согласный, один мягкий согласный звук, два гласных звука)
Развитие фонематического анализа
Игра "Пирамидка"
- Расположите схемы в порядке увеличения звуков в слове, чтобы у вас получилась пирамида. К каждой схеме подберите необходимую картинку.
Первая схема к слову "ива". Сколько звуков в слове? (Три звука) Сколько согласных звуков? (Один твердый согласный звук)
- Сколько гласных? (Два)
- Вторая схема к слову "муха". Сколько звуков в слове? (Четыре звука)
- Сколько согласных звуков? (Два твердых согласных звука)
- Сколько гласных? (Два гласных звука)
- Третья схема к слову "сосна". Сколько звуков в слове? (Пять звуков)
- Сколько согласных звуков? (Три твердых согласных звука)
- Сколько гласных? (Два гласных звука)
Четвертая схема к слову "малина". Сколько звуков в слове? (Шесть звуков)
- Сколько согласных звуков? (Два твердых согласных звука, один мягкий согласный звук)
- Сколько гласных? (Три гласных звука)
На полянке отдохните и деревья покажите.
У сосны веточки вверх смотрят. (Поднимают руки над головой ладонями вверх)
Ёлочка в нарядном платьице. (Опускают руки вниз, немного приподнимая кисти рук)
Резные листочки у клена (Поднимают прямые руки над головой и разводят пальцы рук)
Могучий богатырь дуб. (Сгибают руки к плечам, локти разводят в стороны на уровне плеч, пальцы сжимают в кулачок)
Плакучая ива наклонила веточки. (Скрещивают кисти рук над головой)
Развитие и совершенствование функции словообразования (образование относительных прилагательных)
Игра "Корзинка"
- Назовите деревья на полянке. (Ель, сосна, кедр)
На полянке отдохните,
И в корзинку загляните.
Шишки все вы назовите
И лишнюю найдите.
- Возьмите две разные по размеру шишки и назовите, какая шишка в правой руке, а какая в левой.
Эта шишка растет на ели. Это… (Еловая шишка)
На сосне – … (Сосновая шишка)
- А какая шишка осталась в корзинке? (В корзинке осталась кедровая шишка, она самая большая по размеру)
Актуализация словаря по теме
Игра с мячом "Назови насекомое"
- Ребята, я буду кидать вам мяч, а вы возвращаете мне его и называете насекомое. (Выполняют задание: комар, муха, оса, пчела, стрекоза, шмель, бабочка, кузнечик, жук, божья коровка, мотылек)
Развитие логического мышления
Игра "Четвертый лишний"
- Посмотрите на экран и назовите, кто лишний. (Лишний – паук. Шмель, жук, муравей – насекомые, а паук нет)
Развитие навыка фонематического синтеза
- По первым звукам названий картинок составьте слово.
Дым, облако, мак.
- Какой первый звук в слове "дым"? (Звук [д])
- Какой первый звук в слове "облако"? (Звук [о])
- Какой первый звук в слове "мак"? (Звук [м])
- Какое слово получилось? (Дом)
- А как называется дом муравья? (Муравейник)
Развитие буквенного гнозиса
- Гусеница съела элементы букв. Возьмите карандаш и допишите буквы. (Дописывают пропущенные буквенные элементы)
- Все почти задания выполнили, листья с буквами гусеница вернула.
Развитие функции словообразования (образование имен прилагательных от имен существительных)
Игра "Назови лист"
- Возьмите листья. Назовите с какого дерева у вас лист.
Развитие буквенного гнозиса, тактильного восприятия
Игра "Узнай букву"
- Под листиком спрятана буква, узнайте ее на ощупь и назовите.
- Какие буквы у вас спрятались в листьях? (А, У, О, Э, Ы, И)
Развитие конструктивного праксиса и буквенного гнозиса
- Сделайте строчную гласную букву "а" из проволоки или из шнурочков. (Выбирают по желанию материал, из которого будут выкладывать букву, и выполняют задание)
- Молодцы! Муравьишка благодарит вас за помощь. Герои прощаются с вами.
- О чем мы с вами беседовали сегодня? (О гласных звуках и буквах, о насекомых)
- Какие задания выполняли? (Определяли количество звуков в словах, помогали Муравьишке вернуть гласные буквы)
- Как вы думаете, какое задание у вас получилось лучше всего? (Обучающиеся отвечают)