Конспект логопедического занятия "Звук Р в словах и словосочетаниях. Автоматизация звука Р"

Цель логопедического занятия: сформировать артикуляционный уклад звука Р.

Задачи:

  • познакомить ребенка с звуками и буквами, уточнять артикуляцию поставленных звуков;
  • дифференцировать звуки Р и Л;
  • учить применять в речи звуки Р и Л.

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, символы звуков, схемы слова, кассы букв, тетрадию. фитболы

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуй, ...! Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие, но не простое, а сказочное. (Вместе с ребенком садимся на мячи и прыгаем рассказывая стишок, во время того, как называется часть тела ребенок указывает на нее)

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу бегемот - береги рот.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу коза - береги глаза.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу пес - береги нос.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу хрюшки - берегите ушки.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу кошки - береги ладошки.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу олени - берегите колени.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу телятки - берегите пятки.

Основной этап

Логопед: Начнем наше занятие с дыхательной гимнастики.

Артикуляционная активная гимнастика проводится с функциональной нагрузкой по системе "Дерево". Отрабатываются 4 комплекса - ветви "Дерева". Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага: перед зеркалом по подражанию, по инструкции, с биоэнергопластикой. Активная гимнастика (20 упр.) для отработки качеств движений.
Цель - создать положительные кинестезии в мышцах и артикуляционные уклады.

Логопед: Давай, отгадаем загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

- Для нашей гимнастики мы будем использовать деревцо у которого сейчас все листики опали, а по мере выполнения задания будем прикреплять листочки к стволу дерева.

Дерево со словамиДерево со словами

Далее мы используем колючий коврик для отработки гласных звуков:

  1. А -соответствует большой палец;
  2. О - указательный палец;
  3. У - средний палец;
  4. И - безымянный палец;
  5. Ы - мизинец;
  6. Э - вся ладонь.

Сначала повторяем звуки изолированно, потом в слогах, постепенно строя слоги со звуком Р.

Логопед: Вспомни, как звучит "мотор " у самолета: "Р...".
- Когда услышишь такой "мотор" подними руку, другие звуки пропуская мимо. (Параллельно тренируем внимание)
- Р, С, М, ЛЬ, З, Г, Р и т.п.

- А теперь давай в наш самолет будем садить "пассажиров", ты заводишь "мотор" я показываю символы звуков "пассажиров" , а ты будешь его садить в самолет.
- Давай мы с тобой полетаем, мы как настоящие герои научимся летать над бездной, но для этого нам необходимо завести "Мотор". (на полу раскладываем ортопедические коврики на расстоянии и рядом с каждым ковриком символ гласного звука, ребенок заводит мотор и называет гласный перед собой, перепрыгивая с коврика на коврик)

- А сейчас мы будем внимательно слушать, какой "Мотор" слышен в конце: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Заведи нужный "Мотор" 3 раза и получится стихотворение.

У дома снежная гоРА (Ребенок: РА, РА, РА)
Рада снегу детвоРА (РА, РА, РА)
Мы катаемся с гоРЫ (РЫ, РЫ, РЫ)
Много шумной детвоРЫ (РЫ, РЫ, РЫ)

Детворе домой поРА (РА, РА, РА)
Не разгонишь детвоРУ (РУ, РУ, РУ)
В парке кружат комаРЫ (РЫ, РЫ, РЫ)

Нас кусают комаРЫ (РЫ, РЫ, РЫ)
Зададим мы комаРУ (РУ, РУ, РУ)
Мы убили комаРА (РА, РА, РА)

Логопед: Сейчас мы будем "Дрессировщиками".
Ребенок выбирает персонажа, которого будет дрессировать. Выбранный персонаж шагает по картинкам, ребенок озвучивает их название. При правильном произнесении всех выложенных дорожек картинок, дрессированный персонаж получает приз.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо. (дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (встают на носочки, тянутсяв вверх)

Логопед: А сейчас мы поработаем над звуковым анализом слов. (перед ребенком выложим картинки первой слоговой структуры в названиях которых есть звук Р, определим его месторасположение - начало, конец)
РЫБА, РОЗА, РАМА, КОРА, НОРА.

- Долго мы с тобой путешествовали. А для того чтобы вернуться, тебе нужно назвать картинки, разложенные на полу.
- Если картинка лежит на красном "Следе" необходимо назвать ее и хлопнуть, на зеленом - назвать картинку и топнуть. (Раскладываем следы вырезанные из фетра, на них лежат картинки где есть буква Р)

Итог занятия

Логопед: Ты сегодня молодец! Давай закончим занятие игрой "Комплименты".
- Возьмемся за руки глядя в глаза друг-другу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить.
- Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" (Затем он меняемся местами)

Размер:
59.74 Kb
Скачали:
0