Занятие по программе "Путешествие в страну звуков и букв".
Занятие рекомендуется проводить после изучения звукового состава слова и после знакомства с буквами А, У, О, М с детьми 6-7 лет. Работа ведется с использованием демонстрационного, раздаточного материала и технических средств обучения.
Задания подбираются различного уровня трудности с учетом возрастных особенностей и способностей детей данного возраста. Для того, чтобы занятие проходило динамично и результативно, чтобы обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах разработаны дифференцированные задания.
А индивидуализация при организации познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка, осуществляемых в условиях коллективной работы в рамках поставленных задач.
В качестве дополнительного задания подбираются несколько взаимосвязанных заданий нарастающей трудности. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
Тема: "Буква С.Чтение слов с буквой С"
Цели занятия:
Задачи:
Оборудование: предметные картинки, карточка с образцом буквы С, наборы для конструирования букв, картинки в названия которых есть твердый или мягкий звук С и Сь, гномики Бим и Бом, смайлики для оценивания своей работы.
- Здравствуйте ребята, посмотрите внимательно, что у меня в руках? (Картинки: сыр, сито)
- Скажите, какой первый звук в словах предметов на картинках? (звук С в слова сыр и звук Сь в слове сито)
- А значит с какой буквой мы сегодня с вами познакомимся? (с буквой С)
- Молодцы, посмотрите на нее. Показать картинку с изображением буквы С.
- Давайте выучим это стихотворение про букву С.
Мышка в уголочек села,
Там кусочек сыра съела.
Никому то не дала,
Сама съела и сыта.
- Посмотрите на картинки. Где еще прячется буква С. (картинки с изображением самолета, сумки, семечек, санок)
- Скажите мне пожалуйста что такое буква? (Буква - это то, что мы видим и пишем)
- А то, что мы слышим и произносим? (звуки)
- Правильно, звуки. Посмотрите на ленту звуков. Звук С - прямоугольник наполовину зеленый, наполовину – синий, что это значит? (Может быть твердым и мягким согласным)
- Произнесем С, С, С-твердо. А теперь Сь, Сь, Сь - мягко.
- Сейчас мы с вами будем различать звуки. Я вам раздам картинки в названиях которых есть звук С или Сь, вам нужно раздать картинки нашим гномам Биму и Бому.
- Вспомним Бим произносит какие звуки? (только мягкие)
- А Бом – твердые. Приступим: слово, звук, мягкий или твердый.
- Только будьте внимательны, звук может спрятаться и в середине слова, нужно его услышать. (каждый вывешивает свою картинку)
- Молодцы, справились с этим заданием.
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеосюжет про букву С, смотрите внимательно и запоминайте слова в которых есть буква С, после просмотра вы должны назвать эти слова. (слон, стул, сон, сирень, лес, нос, солнце, снеговик)
- Сейчас мы с вами будем составлять слова. А раздаю вам коробочки с кубиками, вы приготовьте его к работе, уберите тренажер с прописными буквами. Готовы? (да)
- Будем составлять слово Сом. Какой первый звук вы услышал? (звук С)
- Найдите букву С, на что она похожа? (Буква С похожа на месяц)
- Не забываем выкладываем букву в верхний левый угол. (аналогично ведется работа с буквами О и М)
- Покажите мне слово, прочитаем его все вместе. (молодцы)
- И еще одно слово составим и прочтем - это слово "Сам".
- Молодцы, убираем кубики в сторону.
Физминутка
(любая с буквой С)
- Мы сейчас с вами прочитаем слоги: са, су, со, ос, ус, ас.
- А сейчас, я буду прикреплять на доску картинки, а вам нужно соединить слог с картинкой которая начинается с данного слога.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? (буква С)
- Скажите на что она похожа? (на месяц)
- Расскажите стих про букву.
- Назовите твердый звук С и мягкий звук Сь.
- Назови слово в которой есть буква С.
- Нарисуй на доске букву С
- Молодцы. А сейчас я предлагаю разместить свои смайлики на доске.
- Кому все понравилось, и все было ясно и понятно на занятии, разместят свои смайлики вверху, вот на этой линеечке.
- Кому не очень понравилось и некоторые задания вызывали трудность, разместите свои смайлики в серединке на этой линеечке.
- Ну а кому ничего не понравилось и он ничего не понял, то в самом низу - вот на этой линеечке. Все понятно? (прикрепляют на доску)
- Посмотрите какой длинный ряд получился.
- Урок окончен, все свободны.