Методическая разработка по теме: "Работа со словами" разработана по программе "Путешествие в страну букв и звуков" к занятию "Деление на слоги".
Данное занятие рекомендуется проводить после изучения звукового состава слова и перед чтением с детьми 6-7 лет.
Работа ведется с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Задания подбираются различного уровня трудности с учетом возрастных особенностей и способностей детей данного возраста.
Для того, чтобы занятие проходило динамично и результативно разработаны дифференцированные задания. А индивидуализация при организации познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка; осуществляемых в условиях коллективной работы в рамках поставленных задач. В качестве дополнительного задания подбираются несколько взаимосвязанных заданий нарастающей трудности.
Тема: "Деление на слоги".
Цель: учить делению на слоги
Задачи:
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты: должны уметь делить слова на слоги.
Звучит музыка щебетанье птиц и журчанье ручья.
Педагог: Видно это волшебство!
Что ж нам делать – то ребята?
Заклинанье сказать надо!
Вместе:
Ой, весенний ветерок
Где гуляешь ты, дружок
Ты лети, свищи, шуми
Волшебный конверт открыть нам помоги. (дети кружатся)
Педагог: Чудо свершилось - письмо открылось. А в этом письме просьба от жителей сказочной страны. Они пишут, что произошла неприятность – в сказке все перепуталось и нас просят помочь.
- Поможем?
Дети: Да, поможем!
Педагог: Тогда отправляемся в страну сказок на помощь. Закрываем глаза и немного помечтаем. Тихонько повернемся, в сказку перенесемся. (Включается сказочная музыка)
- Вот мы и в стране сказок.
- А в какой сказке мы оказались, вы сейчас и отгадаете.
- Клевал как-то петушок бобовое зернышко да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. (Дети отгадывают название сказки "Петушок и бобовое зернышко". Появляется на доске картинка к этой сказке)
Педагог: А что же случилось в этой сказке?
Дети: Петушок подавился бобовым зернышком.
Педагог: Курочка забыла к кому бежать, чтобы помочь петушку.
- А вы помните?
Дети: Помним.
Педагог: К кому?
Дети: К корове.
Педагог: А почему-то карточка не открывается. А давайте попробуем слово "корова" разделить на слоги. Приготовьте свои ладошки. Хлопаем "ко–ро-ва". (3 раза)
- Сколько раз хлопнули?
Дети: 3 раза.
Педагог: Верно. Значит сколько слогов в слове "корова"?
Дети: Три.
Педагог: Верно.
Т- аким же образом проводиться работа со словами:
Пе–карь
Дро–во–сек
Педагог: Молодцы, ребята! Навели порядок в этой сказке. Еще раз скажите название этой сказки?
Дети: "Петушок и бобовое зернышко".
Педагог: Отправляемся дальше. Посмотрите, а на пути у нас болото. Болото надо перейти по кочкам.
- А задание будет таким: Я читаю стих, а вы называете слова со звуком "Ж".
- Лежебока рыжий кот.
- А сейчас сами придумайте слова со звуком "Ж". Кто называет слово, тот перепрыгивает кочку.
- Молодцы! Справились с заданием и мы оказались в следующей сказке.
Проводится игра "Найди пару"
Отлежал себе живот
Вот и ждет рыжий кот.
Педагог: Я буду называть твердый согласный звук, а вы мне называть мягкий согласный звук. Например, "Л" ------- а вы мне "Ль"
- А какие звуки не имеют мягкой пары?
Ребенок: Звонкие звуки "Ш" "Ц" "Ж" всегда твердые и не имеют мягкой пары!
Педагог: Молодец! А какие звуки не имеют твердой пары?
Ребенок: Звонкие звуки "Ч" "Щ" "Й" всегда мягкие и не имеют твердой пары.
Педагог: Отлично справились с заданием. Послушайте в какую сказку мы с вами попали.
Читается отрывок из сказки "Тараканище".
Игра "Какой звук заблудился"
Педагог: Правильно! Ну, что ж! вам понравилось путешествие в страну сказок?
- А что больше всего понравилось? (Ответы детей)