Форма проведения: игра-соревнование.
Цель игры - формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения.
Возраст детей, на которых рассчитан материал, 9 - 10 лет. Время проведениня 45 - 60 минут.
Материалы и оборудование: ПК, интерактивная доска, 3 комплекта дорожных знаков, карточки с заданием, цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы, макеты светофора и пешеходного перехода, 15 фишек в виде светофоров, жезлы из картона, звездочки.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как сегодня оформлен кабинет. Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (соревнования по ПДД)
- Какая цель занятия? (Показать и закрепить знания по правилам дорожного движения)
- Верно. Молодцы! Сегодня нас ждет увлекательная игра-соревнование по ПДД "Знатоки Правил дорожного движения".
Правила дорожные
Не так уж и сложны,
Только в жизни правила
Очень всем нужны.
Так, давайте улыбнемся, встрепенемся.
И с хорошим настроеньем
Продолжаем обученье.
А чтоб не пришлось скучать,
Предлагаю поиграть!
- Начинам нашу игру, но для начала нам надо поделиться на 3 команды.
- У меня на столе лежат 15 фишек в виде светофоров в перевернутом виде, на которых раскрашен только один цвет: красный, желтый или зеленый.
- Выбранная вами фишка определит, в какой команде сегодня вы будете играть – в "Зеленой", "Желтой" или "Красной". (Участники подходят и берут по одной фишке)
- Уважаемые участники, займите свои места в соответствии с выбранным цветом. Выберите капитана своей команды. За каждый правильный ответ команда будет получать бонус в виде жезла. Мы с вами совершим увлекательное дорожное путешествие с остановками "Пешеходная аллея" и "Веселый перекресток". А теперь – в путь! Желаю успеха.
- Однажды Вася Торопыгин получил по почте шифрованное письмо. Он прочитал его, но так и не понял, что в нем написано. (слайд)
- Помогите Васе прочитать это письмо. Подсказки находятся в конвертах. (Слова: дорога, прямая, край, обе, безопасная)
Команда, которая ответила первой, получает 3 жезла, вторая – 2 жезла, третья – 1 жезл.
Команды отвечают поочередно, работают на макете. За правильный ответ 1 жезл.
Дорога не тропинка, дорога не канава…
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись.
Топни правою ногой раз, два, три.
Руки вверх ты подними и похлопай раз, два, три.
Педагог: А знаете ли вы, ребята, что на улицах и дорогах города с вашими сверстниками происходят разные ситуации. На занятиях мы обсуждаем такие ситуации, рассказываем о них, чтобы в дальнейшем предотвратить их повтор.
Каждая команда получает конверт, в котором находятся тексты с проблемными ситуациями.
- Предлагаю вам побывать в роли "следователя", то есть подумать, поразмышлять, проанализировать, а что если.., а если, наоборот.., к чему может это привести и так далее.
- Тому, чей ответ вам больше всего понравился, вы отдаете звездочку.
Задание № 1
Никита решил перейти на дорогу на зеленый сигнал светофора. Только он ступил на проезжую часть, как вдруг зеленый сигнал исчез, появился желтый и затем красный. Но Никита все равно решил перейти дорогу. Чем мог закончиться Никитин поступок, и что ему следовало сделать?
Проблема № 2
Рома катался на велосипеде в городском парке. Ему необходимо было отправляться домой. Путь домой проходил через проезжую часть. Дождавшись зеленого сигнала светофора, Рома сел на велосипед и переехал дорогу к противоположному тротуару. Прав ли Рома?
Задание № 3
Сережа в этот день очень спешил в школу. Он увидел, что на дороге нет машин, а до ближайшего пешеходного перехода еще 100 метров, он решил быстро перебежать дорогу, он опаздывал на урок. Прав ли Сережа? (Подсчет звездочек в конце занятия)
Педагог: Ребятам предлагается составить синквейн на тему ПДД.
В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение из пяти строк
Составление синквейна является формой свободного творчества, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна.
Приводятся примеры синквейна
Пешеход
Внимательный, прилежный
Идет, переходит, наблюдает
Правила прилежно соблюдает
Жизнь
***
Пешеход
Опаздывающий, торопящийся
Спешит, бежит, перебегает
Торопливый пешеход перебегает дорогу
Нарушитель
***
Светофор
Яркий, разноцветный
Стоит, мигает, указывает
Будь внимателен к нему
Безопасность.
- Ребята отдают звездочку тому учащемуся, чье стихотворение ему понравилось.
Педагог:
Что, запомнили друзья,
Правила движения?
Помните от А до Я
Азбуку движения!
- Я читаю стихи, а вы, если согласны, говорите: "Это я, это я, это все мои друзья!"
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
- Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет?
- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
- Кто из вас бежит так скоро, что не видит светофора?
- Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт?
- А что желтый свет всегда нам о вниманье говорит?
- Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы были очень активны и внимательны. По количеству жезлов распределяются места между командами.
- Что вам понравилось? Что запомнилось? Что было новым для вас? Что было трудным? (Высказывания детей)
- Для чего сегодня разбирали дорожные ситуации? (Чтобы повторить и лучше знать ПДД)
- Правильно. Молодцы!
- Занятие окончено. Всем спасибо!