Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Гласные звуки в начале слова"

В конспекте автор представляет возможность закрепления выделения гласных звуков в начале слова. Исследователь знакомит с образованием прилагательных в игровой форме.

Ключевые слова: гласные звуки, символы, звуковые дорожки, дети до школьного возраста.

Программные задачи:

  • учить детей давать сравнительную характеристику гласным звукам и характеристику согласных звуков;
  • закреплять понятия "гласный звук",закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
  • закреплять умения детей правильно образовать прилагательные, развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание.

Материалы и оборудование: карточки с изображением символов гласных звуков, дидактические пособия, игрушка матрешка "Старик-Годовик".

Ход занятия

Орг. момент

Практическое усвоение предлогов "на","под","за". Дети выполняют задания по команде логопеда:

руки за голову;
на голову;
за спинку стула;

на спинку стула;
на сидение стула;
под сидение стула и т.д.

Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня мы будем учиться слушать и произносить гласные звуки.
- Назовите звук по карточке: На карточках изображены символы гласных звуков:

А – круг;
У – трубочка;
И – улыбка;
О – овал. (символами изображается работа губ и рассказывается артикуляция каждого гласного звука)

- Чем гласные звуки похожи? (Ответы детей)

Повторение правила детьми хором: "Гласные звуки произносим с голосом, воздух выходит свободно, их можно потянуть, попеть".
- Давайте попробуем их попеть. Логопед ставит по две карточки рядом и предлагает детям "прочитать" звуковые дорожки.

Звуковые дорожкиЗвуковые дорожки

Вызванные дети читают слитно два гласных звука по символам на карточках.

- Давайте вспомним, с какими еще звуками мы знакомились? (Дети вспоминают и называют пройденные звуки: П, Т, К)

Логопед с детьми повторяет артикуляцию и характеристику согласных звуков:

П – губы плотно сжаты, воздух выходит резко без голоса.
Т – рот слегка приоткрыт кончик языка стучит в верхние зубы, произносится без голоса.
К – рот приоткрыт, корень языка поднят, стучит в потолочек, произносится без голоса.

- Чем эти звуки похожи между собой? (Когда мы произносим эти звуки у воздуха есть преграда. Значит эти звуки согласные. Мы их произносим без голоса, значит они глухие. И еще они похожи тем, что все твердые)

- Будем составлять звуковые дорожки. Давайте вспомним каким цветом мы обозначаем звуки: гласные – красным; согласные – синим. (Логопед выставляет на доске красные и синие квадраты)

Игра "Живые звуки" (анализ-синтез слога)

Дети играют роль звуков, из которых логопед составляет задания: дети держат в руках квадратик синего или красного цвета. Остальные "читают" звуковые дорожки.
АП УТ ОК

- А теперь составьте звуковые дорожки у себя на столе. Логопед произносит слоги, а дети работают с наборами для составления схемы. (Составляют задание из двух звуков типа: АП, УТ, ЭК, ПУ)

По заданию логопеда, дети показывают первый, второй звуки "читают" дорожку индивидуально и хором.
- Ребята, вы хорошо поработали и, наверно, устали. Давайте отдохнем и вспомним физминутку "Капуста".

Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту жмем, жмем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту трем, трем. (Повторяется два раза: первый раз медленно, второй быстро)

- Какое сейчас время года? (Осень)
- Посмотрите какие красивые листья подарила нам осень. Сядет тот, кто догадается с какого дерева лист и правильно его назовет.

Логопед показывает лист, ребенок должен правильно образовать прилагательное: Этот лист клена – кленовый лист. (дуба, березы, ивы, рябины, тополя)
- Что еще нам приносит осень? (Дети называют приметы осени)
- Почему осень называют щедрой? (Созревает урожай, уборка на полях и т.д.)

- А теперь давайте назовем, какой суп в кастрюле. (Образование прилагательных от существительных)

Игра "Какой суп в кастрюле?"

Логопед показывает картинку – ребенок отвечает.
- Из картофеля суп – картофельный. (из гороха, свеклы, тыквы, овощей)

- А теперь посмотрим и назовем, какой сок в банке.
- Из яблок – яблочный. (из лимонов, апельсинов, вишен, клубники, земляники и т.д.)

- Осень уже заканчивается, какое следующее время года? (Зима)
- А после зимы? (Весна)

- А потом? (Лето)
- Я вам приготовила сюрприз – это игрушка "Старик-Годовик". (знакомство с новой игрушкой-матрешкой)

Логопед раскрывает матрешку, показывает четыре матрешки меньшего размера, обозначающие времена года, дети называют поочередно все времена года, вспоминают какое время года сейчас, раскрывают матрешку среднего размера, достают три маленькие матрешки и называют месяцы поочередно.

Итог занятия

- Что понравилось? (Дети отвечают на вопросы)
- Во что играли?
- О чем говорили?

Размер:
27.44 Kb
Скачали:
6