Цели занятия:
Оборудование: картинки, листы с заданиями на каждого ребенка, демонстрационный материал, звуковые схемы, карандаши (фломастеры).
"Игра дядюшки АУ"
- Сядет тот, кто назовет слово гласными.
- Однажды Хрюша отправился в гости к петуху. Он взял с собой хлеб и халву.
- Что такое халва? (ответы детей)
- Но вот беда: по соседству с петухом живет хомяк. Помогите Хрюше попасть в дом петуха, ведь если вы ошибетесь, хомяк съест Хрюшин подарок.
- Вот звуковые дорожки, догадайтесь какая ведет к петуху (схема слова "петух"), а какая к хомяку? (схема слова "хомяк")
- Почему вы так решили?
- Скажите, чем похожи два этих слова? (в них по два гласных , одинаковое количество звуков, они заканчиваются на твердые согласные "К" и "Х")
Пальчиковая гимнастика "Грецкий орех"
- Слово орех тоже заканчивается на "Х". Возьмите орехи и повторяйте за мной: "Покатили вверх и вниз, как на мельнице крутись, переставим по порядку, завершили мы зарядку".
Работа на листах
- Возьмите ваши листы. Назовите слова со звуками К(КЬ), Х(ХЬ), выделите их голосом.
- Назовите гласную, которая дружит с согласным "Х" в слове "муха", запишите слог со звуком "Х".
- Дайте характеристику звука "Х" в этом слоге, почему в слове "мешки" вы написали букву "И" рядом с "К"? (потому что мы слышим в слоге "КИ" мягкий согласный "КЬ")
Штриховка силуэта "Хлеб"
- Что подарил Хрюша петуху? (хлеб и халву)
- Давайте расскажем о том рад ли был петух подарку. Я начну предложение, а вы заканчивайте его словами "хлеб и халва", но так, чтобы все слова дружили между собой.
Петух мечтал о хлебе и халве.
Петух увидел хлеб и халву.
Петух обрадовался хлебу и халве.
Петух поделился с Хрюшей хлебом и халвой.
Физминутка "Хомячок"
- А как же хомяк? Ему грустно. Давайте расскажем о нем стихи.
- Назовите согласные звуки, которые мы записывали буквами "к(кь), х(хь). (отвечает каждый)
Оценка работы.