Цель: научить дифференцировать звуки [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Оборудование: компьютер, тематические картинки, азбука, зеркало.
Этапы |
Действия логопеда |
Действия ученика |
Анализ артикуляции звуков Характеристика звуков |
1. Сегодня мы будем сравнивать два звука. Определи эти звуки. Для этого выдели первые звуки в словах: Собака, шарики. - Давай вспомним, что ты знаешь про эти звуки? (это гласные или согласные, звонкие или глухие, мягкие - твердые). - Сравним их по произношению (у зеркала). Произнеси звук, где находиться у тебя язычок. Покажи рукой. (вверх-вниз). - Какими буквами обозначаются данные звуки? (эс, ша). На азбуке ребенок находит нужные буквы. - Как называются данные буквы, какие звуки обозначают? (с, сь, ш). |
Ребенок слушает, произносит звуки. Показывает артикуляцию звуков. Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый. Он бывает мягкий? Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый. Называет буквы, находит их в азбуке. |
Дифференциация С-Ш в слогах |
1. Повторяй за мной слоги: са-ша со-шо су-шу сы-ши ас-аш Если получится, то по три. са-ша-са шо-со-шо ус-уш-ус аш-ос-уш 2. Давай составим слоги из букв: са, ша, су, шу, ши, сы 3. Постарайся повторить за мной и показать рукой положение языка: СА-СА-СА – под сосной живет лиса. ША-ША-ША – мы шагаем не спеша. СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу. ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу. СО-СО-СО – у машины колесо. ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо. СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы. |
Ребенок повторяет. Ребенок читает. |
Дифференциация С-Ш в словах |
Игра Смешарики. (Поезд, Нюша) |
Распределяет предметы, в названии которых есть С, Ш. Составляет слова из букв. Читает и сравнивает по написанию и значению. |
|
Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: Составь из букв слова: КРЫСА – КРЫША; прочитать. Сравни слова: - по написанию. - по смыслу. Видишь, как важно написать нужную букву. |
|
Дифференциация С-Ш в предложениях |
Придумать предложения по картинке. - Кто нарисован на картинке? - Что делает мишка? - На чем он спит? - Что происходит на улице? |
Ребенок отвечает на вопросы логопеда полными предложениями |
Итог занятия |
- Какие звуки мы сегодня различали? - Какие задания тебе понравились? - Как ты оцениваешь свою работу? |
Ребенок отвечает на вопросы. Ребенок оценивает себя. |