Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С]-[Ш]"

Цель: научить дифференцировать звуки [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • закрепление правильного произношения звуков [с] и [ш];
  • дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях;
  • Нахождение места звуков в словах, проведение звукового анализа слов.

Оборудование: компьютер, тематические картинки, азбука, зеркало.

Ход занятия

Этапы

Действия логопеда

Действия ученика

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

1. Сегодня мы будем сравнивать два звука. Определи эти звуки. Для этого выдели первые звуки в словах: Собака, шарики.

- Давай вспомним, что ты знаешь про эти звуки? (это гласные или согласные, звонкие или глухие, мягкие - твердые).

- Сравним их по произношению (у зеркала). Произнеси звук, где находиться у тебя язычок. Покажи рукой. (вверх-вниз).

- Какими буквами обозначаются данные звуки? (эс, ша). На азбуке ребенок находит нужные буквы.

- Как называются данные буквы, какие звуки обозначают? (с, сь, ш).

Ребенок слушает, произносит звуки.

Показывает артикуляцию звуков.

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый. Он бывает мягкий?

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Называет буквы, находит их в азбуке.

Дифференциация С-Ш в слогах

1.  Повторяй за мной слоги:

са-ша       со-шо

су-шу      сы-ши

ас-аш

Если получится, то по три.

са-ша-са

шо-со-шо

ус-уш-ус

аш-ос-уш

2. Давай составим слоги из букв: са, ша, су, шу, ши, сы

3. Постарайся повторить за мной и показать рукой положение языка:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Дифференциация С-Ш в словах

Игра Смешарики. (Поезд, Нюша)

Распределяет предметы, в названии которых есть С, Ш.

Составляет слова из букв. Читает и сравнивает по написанию и значению.

 

Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Составь из букв слова: КРЫСА – КРЫША; прочитать.

Сравни слова:

- по написанию.

- по смыслу.

Видишь, как важно написать нужную букву.

 

Дифференциация С-Ш в предложениях

Придумать предложения по картинке.

- Кто нарисован на картинке?

- Что делает мишка?

- На чем он спит?

- Что происходит на улице?

Ребенок отвечает на вопросы логопеда полными предложениями

Итог занятия

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Какие задания тебе понравились?

- Как ты оцениваешь свою работу?

Ребенок отвечает на вопросы.

Ребенок оценивает себя.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!