Методическая разработка занятия по теме "Буква Х. Чтение слов с буквой Х"

Методическая разработка "Чтение слогов, слов с изученными буквами. Знакомство с буквой ..." составлена по программе "Путешествие в страну букв и звуков".

Занятие рекомендуется проводить после изучения звукового состава слова и после знакомства с буквами А, У, О, М, С, Х с детьми 5-6 лет.

Работа ведется с использованием демонстрационного, раздаточного материала и технических средств обучения. Задания подбираются различного уровня трудности с учетом возрастных особенностей и способностей детей данного возраста. Для того, чтобы занятие проходило динамично и результативно разработаны дифференцированные задания.

А индивидуализация при организации познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка; осуществляемых в условиях коллективной работы в рамках поставленных задач. В качестве дополнительного задания подбираются несколько взаимосвязанных заданий нарастающей трудности.

Цель: познакомить с буквой Х, закрепить представление о звуках [Х] и [Х`], формировать навыки чтения.

Задачи:

  • закреплять умение давать сравнительную характеристику звуков [Х] и [Х`].
  • закреплять умение детей дифференцировать звуки [Х] и [Х`] в словах;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, умение читать по слогам.

Оборудование: предметные картинки, карточка с образцом буквы Х, наборы для конструирования букв, картинки в названия которых есть твердый или мягкий звук, самолеты для оценивания своей работы.

Ход занятия

Вводная часть

- Здравствуйте ребята, посмотрите внимательно, что у меня в руках? (Кусочки хлеба, сухарики)
- Как вы думаете зачем это на занятии по обучению грамоте?
- Может ,если я вот так сложу кусочки. Они будут похожи … Правильно, на букву Х.

- Так с какой буквой мы сегодня с вами познакомимся? (С буквой Х)
- Молодцы, посмотрите на нее. (Показать картинку с изображением буквы Х)

Давайте выучим это стихотворение про букву Х.
Х как два кусочка хлеба,
Нет без хлеба и обеда.

Посмотрите на картинки. Где еще прячется буква Х. (картинки с изображением самолета с пропеллером, мельницы, ножниц)
- Ребята механизм, который напоминает букву Х у самолета, называется пропеллером, а у ветряной мельницы называются крыльями.
- Скажите мне пожалуйста что такое буква? (Ответы детей. Буква - это то что мы видим и пишем)

- А то, что мы слышим и произносим?
- Правильно – звуки.
- Посмотрите на ленту звуков.

- Звук Х - прямоугольник наполовину зеленый, наполовину – синий, что это значит? (Может быть твердым и мягким согласным)
- Произнесем Х - твердо. А теперь Хь - мягко.
- Сейчас мы с вами будем различать звуки. Я вам раздам картинки в названиях которых есть звук Х или Хь, вам нужно раздать картинки нашим гномам Биму и Бому.

- Вспомним Бим произносит какие звуки? (только мягкие)
- А Бом – твердые. Приступим.
- Только будьте внимательны, звук может спрятаться и в середине слова, нужно его услышать. (дети каждый вывешивает свою картинку)
- Молодцы, справились с этим заданием.

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеосюжет про букву Х, смотрите внимательно и запоминайте слова в которых есть буква Х.
- После просмотра вы должны назвать эти слова. (хамелеон, хомяк, хорек, петух, хвост, хлопушка)
- Сейчас мы с вами будем составлять слова. А раздаю вам коробочки с кубиками, вы приготовьте его к работе, уберите тренажер с прописными буквами. Готовы? (да)'

- Будем составлять слово Ухо. Какой первый звук вы услышал? (У)
- Найдите букву У на что похожа буква У. (Буква У, как заячьи уши, как хорошо ими шорохи слушать)
- Не забываем выкладываем букву в верхний левый угол, аналогично ведется работа с буквами Х и О.

- Покажите мне слово, прочитаем его все вместе.
- И еще одно слово составим и прочтем - это слово мох. Молодцы убираем кубики в сторону.

Физминутка

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,

Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать

- Мы сейчас с вами прочитаем слоги. Я хочу сказать, что буква Х очень себя любит, ей не нравится быть второй, она начинает хворать.
АХ, УХ ,ОХ
- А когда она первая, она превращается в хохотушку.

ХА (халат)
ХУ (хурма)
ХО (хомяк)

- Посмотрите сейчас я прикреплю на доску картинки, а вам нужно соединить слог с картинкой которая начинается с данного слога.
- Ребята давайте вернемся к нашим картинкам, в какой детали самолета спряталась буква Х. (в пропеллере)
- Ребята, как вы думаете, легко управлять самолетом? (нет)
- А каким нужно быть? (умным, отважным)

- А мы сейчас и посмотрим, кто из нас смог бы стать пилотом. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них правильно отвечать, а я вам буду вручать самолеты.

Итог занятия

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (Х)
- Скажите на что она похожа?
- Расскажите стих про букву.

- Назовите твердый звук Х.
- Назовите мягкий звук Хь.
- Назови слово в которой есть буква Х.

- Нарисуй на доске букву Х.
- Молодцы, а сейчас я предлагаю разместить свои самолетики на доске.
- Кому все понравилось, и все было ясно и понятно на занятии, разместят свои самолеты вверху, вот на этой линеечке.

- Кому не очень понравилось и некоторые задания вызывали трудность, разместите свои самолеты в серединке на этой линеечке.
- Ну а кому ничего не понравилось и он ничего не понял, то в самом низу - вот на этой линеечке. Все понятно? (прикрепляют на доску)
- Посмотрите какой длинный ряд получился.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!