Методическая разработка занятия по теме "Твердые и мягкие согласные, позиция их в слове"

Методическая разработка по теме "Твердые и мягкие согласные и позиция их в слове" разработана по программе "Путешествие в страну букв и звуков".

Занятие рекомендуется проводить после изучения звукового состава слова и перед знакомством с буквами с детьми 5-6 лет. Работа ведется с использованием демонстрационного, раздаточного материала и технических средств обучения.

Задания подбираются различного уровня трудности с учетом возрастных особенностей и способностей детей данного возраста. Для того, чтобы занятие проходило динамично и результативно разработаны дифференцированные задания.

А индивидуализация при организации познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка; осуществляемых в условиях коллективной работы в рамках поставленных задач. В качестве дополнительного задания подбираются несколько взаимосвязанных заданий нарастающей трудности.

Цель: учить различать твердые и мягкие согласные звуки

Задачи:

  • закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий;
  • уметь слышать и выделять эти звуки в начале, в середине и в конце слова.
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • обогащать словарь.

Методы организации учебного занятия:

  • словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
  • наглядный (работа с наглядными материалами: картинками, плакатами);
  • практический (проведение игр, выполнение упражнений).

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня утром у себя на ноутбуке я обнаружила какой-то файл не пойму откуда он и зачем. А давайте вместе разберемся что это и зачем? Вы поможете мне? (Да! Показывается презентация со звуками пения птиц)

- Ребята что вы услышали? (голоса птиц)
- Правильно звуки это то что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. А мы можем издавать звуки? (да)
- Какие? (хлопать в ладоши, топать, щелкать пальцами)

- А произносить звуки мы можем? (да конечно)
- Да верно мы с вами уже выучили некоторые звуки. Оказывается мы с вами произносим речевые звуки, когда разговариваем - это звуки нашей речи.
- Речевые звуки может издавать человек ведь он умеет разговаривать. Давайте вспомним какие звуки мы с вами уже выучили. (Вспоминают как они знакомились с этими звуками: c, сь; ш, з, зь; ж, л, ль, м, мь)

- А сейчас я предлагаю вам поработать со звуковыми часами. (Дидактическое пособие у каждого на столе. Предлагается несколько изученных звуков. Следить чтобы ответы были полные)
- Ребята вы мне столько слов сказали и звуки в словах где могут находиться? (В начале, в середине, в конце)
- Правильно. А давайте мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Вы любите животных? (да)

Воспитатель: Скажите а у нас в городе есть зоопарк? (да/нет)
- Я знаю ребята то в городе Петербурге есть замечательный зоопарк и я там была на занятии "Окружающий мир" я вам про него расскажу. Так вот город Питер далеко от нас. Тогда я предлагаю с начало полететь на самолете. (руки в стороны летят издавая гул самолета)

- Прилетели дальше с аэропорта продолжаем свой путь на машине. (имитируя руль и издавая звуки шума машины едут)
- Дальше с остановки идут пешком. Наконец добрались до зоопарка. Посмотрите внимательно сколько много животных в зоопарке. С каким звуком вы желаете поработать? (Дети выбирают сами)

- Итак звуки к, кь. (Выбираем животных в названии которых имеется звук к, кь)

Затем предлагается выяснить в каких словах данный звук находится в начале слова, в каких в конце, в каких в середине. Выставляются прямоугольники-схемы в которых нарисован круг в начале, в конце. В середине. И затем предлагается положить на круг на схеме фишу такого цвета какой звук. Если дети затрудняются, выставляются зеленый и синий человечек.

Игра "Измени слово"

Воспитатель: Я буду произносить слово и кидать вам мяч, а вы будите его изменять, добавляя в начало звук П.
- Например: ушки-пушки. Олечка-Полечка, Аллочка - Олюшка.
Рост, ластик.

Игра "Исправь ошибку"

Воспитатель: Поэт перепутал слова в стиха. Помогите их исправить.

Все уселись мы на песенку (лесенку)
И поем мы дружно лесенку (песенку)
Я нажимаю на медали (педали)
Чтоб первым получить педали (медали)

Далеко идти мне пень (лень)
Лучше сяду я на лень (пень)
Лечит от болезней пекарь (лекарь)
Хлеб печет умелый лекарь (пекарь)

Итог занятия

Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы хорошо работали. А с чего начиналось сегодняшнее занятие? (с голосового сообщения)
- Скажите мне пожалуйста а оно как то подходит к нашему занятию? (да)
- А почему? (т.к. мы тоже изучаем звуки)

- Верно. Назовите какие мы уже знаем звуки? (с, сь, з, зь и т.д.)
- А назовите какие они бывают? (мягкие и твердые)
- Скажите ребята, а что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)

- А что было трудным.
- Вы сегодня молодцы хорошо и дружно работали. Занятие окончено идите на переменку.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!