Конспект логопедического занятия "Образование речевых звуков"

План логопедического занятия:

  • Повтор материала занятия "Речевой аппарат".
  • Наблюдение за деятельностью речевого аппарата:
    а) образование гласных первого ряда;
    б) образование согласных (на сохранных звуках).
  • Выполнение практического задания.

Ход занятия

Вводная беседа

Логопед: Ребята, наша речь работает на волшебном "горючем", как у автомобиля. Только таким "горючим" для нее является воздух.
- Когда мы произносим звуки а-а-а, о-о-о, э-э-э, у-у-у, ы-ы-ы, и-и-и – перед струей воздуха не образуется преграды.
- Отличия перечисленных звуков – в том, насколько раскрывается рот при их произнесении и как меняется положение губ.

- Вот, например, звук О, требует широко открыть рот, но при этом округлить губы, губы напряжены. (Сначала логопед, а потом ученики произносят гласный О с голосом и без, наблюдая особенности артикуляции с помощью зеркала)
- А какой звук самый "широкий"? (А)

- Верно, чтобы его произнести, нужно достаточно широко открыть рот. ("на два пальца" – логопед демонстрирует как), губы расслаблены.
- Давайте произнесем каждый гласный звук из перечисленных и посмотрим изменения, происходящие при их произношении. (сначала со звуком, потом беззвучно)

- Посмотрите, как звуки меняются, при изменении положения губ, рта. (А-А-А-О-О-О-У-У-У – Ы-Ы-Ы-И-И-И-Э-Э-Э)
В процессе выполнения упражнения "Превращение звуков", дети осваивают артикуляцию гласных первого ряда.
- Здесь мы можем увидеть, ощутить, что, при произношении этих гласных, преграды для воздуха нет, кроме того, почувствовать, как вибрируют голосовые складки.

- Теперь, наверное, будет легче понять, почему "гласные" называются именно так.
- Это гласные – "голосные" звуки, они звучат с помощью голоса, без примеси шума и дополнительных преград. Давайте сравним их с согласными.

Логопед демонстрирует эксперимент

Логопед: Разрежем/разорвем линейкой сложенный лист бумаги. Если линейка на месте, не двигается или если на ее пути нет никаких преград (взмахивает в воздухе линейкой) – нет и звука, а если на пути нашей линейки – преграда (лист бумаги), которую она режет – мы слышим звук.

Также и с согласными – когда воздух из легких встречает преграду, но разрывает ее – мы также слышим звук, который был создан с помощью речевого аппарата – это речевой звук. Например, произнесем согласный "К", если не разорвать преграду на пути воздуха – он так и "уйдет" в гортань, и звук мы не услышим. Попробуйте.

Если же разомкнуть мышцы гортани, звук прорывает преграду – слышен звук К-К-К, который состоит лишь из шума, складки не дрожат, не дают здесь голоса. Если же "включить" голос, дать завибрировать голосовым складкам – мы услышим звук "Г". Попробуйте произнести "Г-Г-Г" и проверьте вибрацию голосовых складок (положите руку на горлышко). Эти звуки К-Г – называются глухой (К) – при его произношении слышен шум, и звонкий (Г) – здесь слышен и шум, и голос.

Таким образом, звуки речи могут быть произнесены с помощью: голоса (гласные), шума (глухие согласные), голоса и шума одновременно (звонкие согласные). Давайте возьмем уже распечатанную таблицу, которую будем заполнять постепенно, изучая отдельные звуки и буквы, с помощью своих ощущений и наблюдения.

Гласные

Согласные

Глухие

Звонкие

Без преграды для воздуха

Преграда есть

С использованием голоса

Шум

Шум и голос

О, У, И ...

К, ...

Г, М...

- Послушайте стихотворение про разные звуки и то, что произошло с ними… (Стихотворение про обозначение звуков буквами)

Стихотворение "Как появились буквы" (Е. Измайлова)

Палочки, крючочки, закорючки, точки
Бегали толпою и поодиночке.
Ссорились, мирились, прыгали без дела,
Наконец без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то, умный и серьезный:
- Взяться за работу никогда не поздно.
- Слышим мы повсюду много разных звуков,
Но для них покуда нету знаков - букв.

- Эй, крючки и точки, черточки, кружочки!
Собирайтесь вместе, становитесь в строчки
И шагайте слаженно по листу бумажному!
Черточки послушались, прекратили драки,

Превратились в нужные, правильные знаки.
Стали всем понятными буквами печатными
И тогда вприпрыжку прибежали в книжку!

Логопед: Так, звуки получили свое обозначение. Напишите буквы, которые стали обозначать звуки: о, к и др.
- Найдите у себя в кассах букв те, которые шипят (Ш), рычат как собака и как медведь (Р, Ы), жужжат (Ж), мычат (М), стреляют (Т-Т-Т) и др.
- Прослушайте еще одно шуточное стихотворение.

"Музей" (И. Пивоварова)

Есть в Москве один музей -
Замечательный музей
Насекомых, птиц, зверей,
Обитателей морей.

Я вчера туда ходил,
К разным полкам подходил...
Подошел к одной и тут
Я прочел: "сэ-пэ-рэ-ут".

Кто такой "сэпэрэут"?!
Весь он - как веревок жгут:
Ноги там, и ноги тут -
Во все стороны растут...

Логопед: Как вы думаете, почему мальчик не понял название обитателя морей (сэпэрэут), поможете ему прочитать?
- Какое название у него еще есть? (осьминог)

Размер:
15.29 Kb
Скачали:
7