Занятие для детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ОНР (II).
Цель: закрепление знаний детей по теме "Транспорт".
Задачи:
Оборудование: картинки по теме "Транспорт", мяч.
Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.
Проигрывается игра "Доскажи словечко"
После приветствия дети занимают свои места.
Воспитатель загадывает загадки о разных видах транспорта. Дети отгадывают загадки.
Воспитатель просит обобщить, назвать одним словом отгаданные загадки.
Беседа по теме
Рассматривание картинок с различными видами транспорта и обсуждение с детьми их назначение и особенности. Например: наземный, водный, воздушный транспорт, пассажирский, грузовой и т.п.
Фонетическая зарядка
Упражнение на дыхание: подуйте на кораблик, делая вдох через нос и резкий выдох через рот.
Развитие речевого дыхания и голоса: звук "ш-ш-ш"
По дороге шла машина и наехала на гвоздь, ш-ш-ш-ш шипит сердито шина. Заменить ее пришлось. "С-с-с-с" Мы качаем колесо, С-с-с — звучит так хорошо!
Вверх и вниз, туда-сюда, Не устанем никогда. "Ша-шу-ши-шу" - Машины едут по шоссе, Шуршат их шины, слышен шепот: ша-шу-ши-шу. Шина шепчет шине: "Я спешу, спешу, спешу!", "би-би-би-би" у нас машины разные би-би би-би, и желтые и красные би-би би-би! Машины за машинами би-би би-би, шуршат своими шинами би-би, би-би.
"Лодочка"
Рот открыт, язык высунут "лодочкой", губы то широко раскрываются, то касаются "желобка".
"Вагон на рельсах"
Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка прогнута вниз, кончик свободен, делайте движение языком вперед-назад, скользя боковыми краями по коренным зубам.
"Самосвал высыпает груз"
Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков, поднимайте и опускайте широкий кончик языка, касаясь верхней и нижней десен за зубами.
"Летит самолет"
Кончик языка зажмите между зубами и произносите звук "л-л-л-л-л", руки — это крылья самолета, покажите, как он летит.
Раз, два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три, четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца, (делают круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за голову и качают ею)
Но дорогой нам не страшно, (разводят руки в стороны, делают наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет. (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею, (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут ими)
Игра "Четвертый лишний"
Воспитатель показывает детям картинки с четырьмя видами транспорта, один из которых не подходит к остальным по назначению или типу. Дети должны определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Игра "Что изменилось"
Воспитатель меняет местами или убирает некоторые картинки с транспортом, а затем просит детей восстановить порядок или назвать, что изменилось.
Воспитатель подводит итоги занятия, повторяет основные понятия о транспорте и благодарит детей за активное участие.
- О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Какой бывает транспорт в зависимости от назначения?