Логопедическое занятие для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о домашнем животном"

Цель занятия: формирование умения составлять описательный рассказ о домашнем животном на основе моделирующей деятельности.

Задачи:

  • активизация словаря по теме "домашние животные";
  • образование слов признаков к словам предметам;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно–ласкательными суффиксами –ок, -енок;
  • составление сложноподчиненного предложения с союзом "чтобы".

Оборудование: игрушка "Незнайка", предметные картинки домашних животных, картинки детенышей, мячик, схема "Расскажи-ка", геометрические фигуры.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята, сядет тот, у кого в имени есть звук И, у кого в имени есть звук О, у кого в имени есть звук Я, у кого в имени есть звук А.
- Ребята, скажите, каких домашних животных вы знаете? (ответы детей)

Основная часть

Оглашение темы занятия

- Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных. Ребята прислушайтесь, тут кто-то шуршит у меня.
- Да это же Незнайка. Ребята, Незнайка будет с вами заниматься и внимательно за вами наблюдать.
- Ну что готовы показать Незнайке как много вы знаете? (Да!)

Игра "Угадай кто"

- Ребята я для вас с Незнайкой приготовила интересную игру, а называется она "Угадай кто".
- Послушайте меня внимательно и угадайте, о каком животном я говорю.

Стоит гора,
Спереди - вилы,
А сзади - метла. (корова)

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (коза)

Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру. (лошадь)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки. (кошка)

- Молодцы, ребята Незнайка убедился, что вы знаете домашних животных, и он предложил поиграть.

Игра "Какой? Какая?"

Логопед: Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете отвечать на вопросы: Какой? Какая?

- Кто это на картинке? (лошадь)
- Скажите, лошадь какая? (Большая, добрая, сильная, коричневая, быстрая)
- Кто нарисован на этой картинке? (кошка)

- Скажите кошка какая? (Маленькая, ласковая, игривая, пушистая, добрая)
- Для чего человеку нужна кошка? (Чтобы ловить мышей)
- Посмотрите, а кто нарисован на этой картинке? (корова)

- Корова какая? (Большая, рогатая, добрая, красивая, коричневая)
- А для чего человеку нужна корова? (Чтобы давать молоко)
- Ребята, Незнайки интересно, знаете ли вы какое еще животное, дает молоко. (коза)

- Коза какая? (Маленькая, коричневая, рогатая)
- Кто нарисован на этой картинке? (собака)
- Собака какая? (Добрая, домашняя, большая, рыжая, лохматая)

- Для чего человеку нужна собака? (Чтобы охранять дом)
- Значит собака сторожевая.

- Молодцы! Пока мы с вами рассказывали о животных, незнайка сказал, что он позабыл, какие же есть детеныши у домашних животных.
- Поможем ему вспомнить? (Да)

Игра "У кого кто"

Логопед: Посмотрите это кто? (овца)
- У овцы детеныш кто? (ягненок)

Собака - ... (щенок);
Кошка - ... (котенок);
Корова - ... (теленок);

Коза - ... (козленок);
Лошадь - ... (жеребенок).

- Молодцы, ребята! Вы помогли Незнайке вспомнить детенышей домашних животных.
- Незнайка устал и предлагает вам немного отдохнуть.

Динамическая пауза "Кошка"

Вы со мной знакомы близко. (идут по кругу на носочках, крадучись)
Я приветливая киска. (останавливаются, встают лицом в круг, держа согнутые руки перед грудью)
Кверху - кисточки на ушках, (делают "ушки" из ладошек)

Когти спрятаны в подушках. ("когти" из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасно не обижу.

Но дразнить меня опасно - (останавливаются, встают лицом в круг)
Я царапаюсь ужасно. ("коготки" из паличиков)

- Ребята, пока мы с вами отдыхали, Незнайка придумал для нас новую игру.

Игра "Один – много"

- Давайте встанем в круг. Сейчас я буду кидать вам мячик и говорить: "Одна кошка, а много?", вы отвечаете и кидаете мячик назад.

Кошка - ... (кошек);
Собака - ... (собак);
Корова - ... (коров);

Лошадь - ... (лошадей);
Овца - ... (овец);
Коза - ... (коз).

- Ой ребята, а что это? Ребята, а это для нас Незнайка еще одну игру приготовил. (Перед детьми лежат конверты)

Игра "Собери картинку"

- Посмотрите перед вами лежат конверты, которые вам принес Незнайка. Достаньте все из конвертов.
- Посмотрите это картинки, а чтобы узнать, что нарисовано на картинках соберите их. (дети собирают картинки)

- Какие животные получились у вас на картинках? (собака, кошка, лошадь, корова, коза)
- А сейчас, ребята, давай покажем Незнайке, как мы умеем ласково называть животных.

Игра "Назови ласково"

- Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)

Собака - ... (собачка);
Коза - ... (козочка);
Лошадь - ... (лошадка);
Овца - ... (овечка).

- Незнайка приготовил вам последнюю игру, он хочет посмотреть, кто из вас сегодня был самым внимательным
- А для этого он предлагает составить вам рассказ о корове, он хочет, что бы вы описали ее. (На доску вывешивается картинка коровы)

Составление рассказа с использованием геометрических фигур

- А в помощь вам, Незнайка приготовил для вас фигуры, каждая фигурка, что то обозначает. Хотите узнать, что ж они обозначают? (Да!)

  • начало рассказа;
  • основная часть рассказа;
  • концовка рассказа.

- Составляя свой рассказ, вы будите выкладывать для себя схему из этих фигур.
- Скажите какую фигуру вы положите в начале рассказа? (круг)
- Какую фигуру вы положите в середине? (прямоугольник)

- А какую фигуру вы положите в конце своего рассказа? (треугольник)
- Молодцы, ребята, но прежде чем начать, давайте составим план рассказа, которым вы будите пользоваться при составлении своего рассказа. (Дети вместе логопедом составляют план для рассказа)

- Посмотрите на доску, а я тоже для вас приготовила план составления рассказа. (На доску вывешивается опорная схема)
- Давайте озвучим, что на ней нарисовано? (разбор схемы)

- Кто это?
- Цвет?
- Части тела.
- Чем покрыто?

- Как подает голос?
- Чем питается?
- Где живет?

- Кто детеныш?
- Чем полезно для человека?

- Все ли мы с вами назвали? (Да)
- Давайте составим по этой картинке рассказ, используя план (опорную схему) который мы с вами составили и, фигуры, которые принес вам Незнайка. (Рассказы детей)

Итог занятия

- Молодцы, ребята, теперь незнайка видит, что вы не только умные, но ласковые и внимательные.
- Ему очень понравилось с вами играть, но ему пора бежать. Он прощается с вами.
- Ребята давайте вспомним:

- О каких животных мы говорили? (Дети перечисляют домашних животных)
- Что мы делали сегодня на занятии?

- Какая игра вам понравилась больше всего?
- А какая игра была самой трудной?

Размер:
25.85 Kb
Скачали:
7