Цель занятия: формирование умения составлять рассказ-описание на основе моделирующей деятельности.
Задачи:
Оборудование: картинки с изображением фруктового сада, картинки фруктов, картина натюрморт "фрукты", опорная схема "расскажи-ка", мячик, альбомный лист, карандаши.
Логопед приветствует детей и читает стихотворение.
Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.
Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.
Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.
Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.
Абрикос, абрикос,
Сколько ж ты на юге рос?
А до нас добрался -
В ротик к нам попался.
(Амосова Н.В)
Логопед: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а чтобы узнать, куда мы отправимся, посмотрите на картинки, которые лежат перед вами, и скажите, что на них нарисовано. (Перед детьми лежат картинки фруктов)
Дети: яблоко, лимон, апельсин, груша, персик.
- Скажите, как один словом назвать: яблоко, лимон, апельсин, груша, персик. (фрукты)
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о фруктах и научимся их описывать.
- Скажите, а где растут фрукты? (во фруктовом саду)
- Сегодня мы с вами отправимся в деревню, где увидим фруктовый сад, а чтобы оказаться в саду, нам нужно закрыть глаза и мы перенесемся во фруктовый сад.
На доску вывешивается картинка фруктового сада.
- Ребята, скажите, а как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)
Игра "Чего много"
- Ребята, а скажите, чего много во фруктовом саду? (фруктов)
- Чего много на яблоне? (на яблоне много яблок)
- Чего много на грушевом дереве? (на грушевом дереве много груш)
- Чего много на сливовом дереве? (на сливовом дереве много слив)
- Скажите, а чего еще много в саду? (в саду много апельсинов, лимонов)
- Молодцы, знаете, что растет в саду.
Игра "Какой? Какая?"
Логопед: Ребята, а теперь я предлагаю, поиграть еще в одну игру, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете отвечать на вопросы: Какой? Какая? (На доску поочередно выставляются картинки фруктов)
- Мы с вами погуляли по фруктовому саду и увидели, как много разных фруктов растет в саду.
- А теперь я предлагаю встать и представить, что мы с вами варим фруктовый компот.
"Компот"
Будем мы варить компот. (Маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот,
Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ.
Хлопать в ладоши.
Игра "Назови ласково"
- Молодцы, а сейчас я буду называть фрукт, и кидать вам мячик, тот, кто поймает мячик, называет фрукт ласково и возвращает мячик.
- Молодцы, садитесь на свои места.
писание предмета, используя собственный рисунок
- Ребята, перед вами лежат карандаши и альбомные листы, я предлагаю вам вспомнить фрукты, которые встречались нам сегодня на занятии. (Ответы детей)
- Я предлагаю вам взять карандаши и нарисовать у себя на листке яблоко. (Дети рисуют яблоко)
- Сегодня мы с вами будим составлять рассказ о яблоке, опишем его, используя ваши рисунки.
- Но прежде чем начать, давайте составим план рассказа, по которому мы будим составлять рассказ. (Дети вместе с логопедом составляют план)
- Теперь я предлагаю вам составить рассказ, используя план который мы с вами составили и свой рисунок. (рассказы детей по рисунку)
- Молодцы, вы составили хорошие рассказы, а теперь нам пора возвращаться в класс, а чтобы вернуться в класс надо закрыть глаза и мы вернемся обратно.
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (дети отвечают на вопросы)
- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?
- Какое задание вам понравилось больше всего?