Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Составление описательного рассказа о фруктах"

Цель занятия: формирование умения составлять рассказ-описание на основе моделирующей деятельности.

Задачи:

  • составление рассказа-описания на основе моделирующей деятельности;
  • активизация активного и пассивного словаря по теме: "фрукты";
  • образование слов признаков к словам предметам;
  • образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами суффиксами -чик-;
  • учить употреблять предложно падежные конструкции.

Оборудование: картинки с изображением фруктового сада, картинки фруктов, картина натюрморт "фрукты", опорная схема "расскажи-ка", мячик, альбомный лист, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед приветствует детей и читает стихотворение.

Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.

Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.

Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.

Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.

Абрикос, абрикос,
Сколько ж ты на юге рос?
А до нас добрался -
В ротик к нам попался.
(Амосова Н.В)

Введение в тему

Логопед: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а чтобы узнать, куда мы отправимся, посмотрите на картинки, которые лежат перед вами, и скажите, что на них нарисовано. (Перед детьми лежат картинки фруктов)

Дети: яблоко, лимон, апельсин, груша, персик.
- Скажите, как один словом назвать: яблоко, лимон, апельсин, груша, персик. (фрукты)

Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о фруктах и научимся их описывать.
- Скажите, а где растут фрукты? (во фруктовом саду)
- Сегодня мы с вами отправимся в деревню, где увидим фруктовый сад, а чтобы оказаться в саду, нам нужно закрыть глаза и мы перенесемся во фруктовый сад.

Беседа по теме

На доску вывешивается картинка фруктового сада.
- Ребята, скажите, а как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Игра "Чего много"

- Ребята, а скажите, чего много во фруктовом саду? (фруктов)
- Чего много на яблоне? (на яблоне много яблок)
- Чего много на грушевом дереве? (на грушевом дереве много груш)

- Чего много на сливовом дереве? (на сливовом дереве много слив)
- Скажите, а чего еще много в саду? (в саду много апельсинов, лимонов)
- Молодцы, знаете, что растет в саду.

Игра "Какой? Какая?"
Логопед: Ребята, а теперь я предлагаю, поиграть еще в одну игру, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете отвечать на вопросы: Какой? Какая? (На доску поочередно выставляются картинки фруктов)

  • Лимон – Лимон желтый, сочный, кислый, овальный.
  • Апельсин – Апельсин оранжевый, круглый, сладкий, сочный.
  • Груша – Груша сладкая, желтая, сочная, твердая.
  • Яблоко – Яблоко сладкое, красное, сочное, круглое.
  • Ананас – Ананас желтый, овальный, сладкий, сочный.
  • Персик –Персик круглый, сочный, розовый, сладкий.

Динамическая пауза

- Мы с вами погуляли по фруктовому саду и увидели, как много разных фруктов растет в саду.
- А теперь я предлагаю встать и представить, что мы с вами варим фруктовый компот.

"Компот"

Будем мы варить компот. (Маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот,
Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ.
Хлопать в ладоши.

Игра "Назови ласково"

- Молодцы, а сейчас я буду называть фрукт, и кидать вам мячик, тот, кто поймает мячик, называет фрукт ласково и возвращает мячик.

  • Апельсин - ... (апельсинчик)
  • Мандарин - ... (мандаринчик)
  • Лимон - ... (лимончик)
  • Яблоко - ... (яблочко)

- Молодцы, садитесь на свои места.

писание предмета, используя собственный рисунок

- Ребята, перед вами лежат карандаши и альбомные листы, я предлагаю вам вспомнить фрукты, которые встречались нам сегодня на занятии. (Ответы детей)
- Я предлагаю вам взять карандаши и нарисовать у себя на листке яблоко. (Дети рисуют яблоко)

- Сегодня мы с вами будим составлять рассказ о яблоке, опишем его, используя ваши рисунки.
- Но прежде чем начать, давайте составим план рассказа, по которому мы будим составлять рассказ. (Дети вместе с логопедом составляют план)

  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Какой формы
  • Какой на вкус?
  • Где растет?
  • Какое на ощупь?
  • Что из него можно приготовить?

- Теперь я предлагаю вам составить рассказ, используя план который мы с вами составили и свой рисунок. (рассказы детей по рисунку)

Итог занятия

- Молодцы, вы составили хорошие рассказы, а теперь нам пора возвращаться в класс, а чтобы вернуться в класс надо закрыть глаза и мы вернемся обратно.
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (дети отвечают на вопросы)

- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?
- Какое задание вам понравилось больше всего?

Размер:
18.16 Kb
Скачали:
11