Цель: закреплять умение детей рисовать ветку вишни в цвету, передавая ее характерные особенности.
Задачи:
Раздел: художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: образец рисунка, картины художников, музыкальный фрагмент П.И. Чайковского "Времена года. Май".
Раздаточный материал: бумага для акварели формата А4, гуашь, палитра, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки влажные и сухие, ватные палочки, клееночки.
Предварительная подготовка:
Воспитатель: Дети, посмотрите какое замечательное сегодня утро!
- Солнышко ласкает нас своими теплыми лучами, деревья машут своими веточками, приглашая нас на прогулку. А все почему? (Наступила весна)
- Правильно, и природа просыпается, она восхищается и радуется весне!
- А, что еще весной происходит? (Птицы звонко поют, травка зеленеет, первые цветочки расцветают, листочки на деревьях распускаются, а слива и вишня стоят белые, они все в цветах)
- Я предлагаю вам посмотреть, как художники изображали это время года на своих картинах.
Дети походят к магнитной доске и рассматривают представленные репродукции.
Воспитатель: Посмотрите, как Петр Иванович Петровичев изобразил живописную весеннюю сцену в своей картине "Цветущие вишни". В центре стоят две цветущие вишни, а позади вишневый сад.
- А Исаак Ильич Левитан в картине "Цветущие яблони" с радостным волнением передал белое цветение молодого яблоневого сада с еще тонкими стволами и причудливым переплетением ветвей, усыпанных белыми лепестками цветов и едва пробивающейся листвой. Пора весеннего цветения ассоциировалась у Левитана с темой вечного обновления природы.
- Винсент Ван Гог изобразил фруктовый сад в период его цветения. (Картина "Фруктовый сад в цвету")
- Мне очень хотелось обратить ваше внимание еще на одну его картину "Цветущие ветки миндаля".
- На фоне голубого неба Винсент Ван Гог изобразил большие ветви цветущего миндального дерева, в работе использовал насыщенные цвета.
Воспитатель: Ребята, какие замечательные картины, а что вы увидели на этих картинах?
- Что заворожило вас? (Природа оживает, просыпается. Небо ясное, голубое. А деревья будто в снегу. Они как настоящие, живые)
- Да, правда. Картины завораживают, оживают. И голубое небо, и белые соцветия цветов, и зеленая трава – все это говорит нам о расцветающей весне.
- Я бы посидела на лавочке среди цветущих яблонь… С Левитаном!
Я люблю, когда цветут сады,
Как красиво! Все в соцветиях, смотри!
Цветущий сад. Здесь яблони и вишни.
Вокруг летают пчелы и шмели.
Здесь шорох веток, запах от нектара,
И розовато-белые цветки.
- Хочется взять в руки кисть и нарисовать всю эту красоту…
Воспитатель: Ребята, интересно, а мы с вами могли бы нарисовать картину с цветущей веточкой вишни? (Да)
- А, что нам для работы будет нужно? (бумага гуашь, палитра, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки влажные и сухие, ватные палочки, клееночки)
Физминутка
Воспитательвыставляет образец работы.
- Посмотрите, какую веточку вишни в цвету я нарисовала. Что вы видите? (На голубом небе веточка вишни, листья и цветочки, а еще бутоны)
- Ветка какая, на что похожа? (Похожа сначала на полоску, а потом на ниточку)
- Какого они цвета? (Коричневого)
- Какого цвета цветы вишни? (Белого, розового)
- Какого цвета листва? (Зеленого)
- А какого цвета больше на ветке вишни: белого и розового или зеленого? (Ответы детей)
- Вот такую цветущую ветку вишни мы будем рисовать.
Показ способов выполнения работы
Воспитатель: Сначала нужно нанести фон. Каким цветом? (Голубым)
- Как мы его получим? (На палитре смешаем синюю и белую краску. Покрываем лист голубой краской широкой кистью)
- Затем нужно нарисовать ветку вишни. Посмотрите: я это уже нарисовала. Расскажите, как нарисовать ветку? (Рисуем ветку сначала всем ворсом, а потом концом кисти. От нее тонкими линиями рисуем крону ветки)
- После того, как нарисовали ветки, что нужно нарисовать? Цветы или листья? (Цветы)
Воспитатель выставляет следующий этап рисования.
- Каким способом мы будем рисовать цветы? Набираем на кисть краску и прикладываем к веточке, поворачиваем кисть к центру, не отрывая от листа бумаги.
- У одного цветочка пять лепестков, а значит делаем так пять раз. Цветочек готов.
- Каким цветом будем рисовать цветы вишни? (Можно белым и розовым)
- Как можно получить розовый цвет, гуашь каких цветов нужно смешать? (Красного и белого)
- Молодцы! Сначала на палитру мы положим немного гуаши белого цвета, потом тонкой кистью добавим совсем чуть-чуть красной гуаши и хорошо размешаем. (Воспитатель демонстрирует рисование цветка)
- Бутоны рисуем, прикладывая кисть к веточке.
- Цветы нарисовали, но чего у них нет? (Серединки)
- Посмотрите. Для того, чтобы цветы наши были более выразительными в серединку ставим точки обратной стороной кисти.
Метод тычка
Воспитатель: Кисть берем как ручку, макаем в краску, ставим точку вертикально, поднимаем руку и снова опускаем, и ставим точку рядом с первой. По необходимости макаем снова в краску. (Детям пяти лет предложить сделать это ватной палочкой)
- Готово, идем дальше.
- Нужно дополним наш рисунок зелеными листьями. Как будем рисовать листья? (Зеленый цветом, делая скобочки с одной, а затем, с другой стороны)
Закрепление последовательности выполнения работы
Воспитатель: Что сначала рисуем? (Фон)
- Что будем рисовать потом? (Ветку)
- После этого что рисуем? (Цветы по форме ветки вишни, бутоны и середину)
- А затем что нарисуем? (Зеленые листочки)
Общие указания
Воспитатель: Рисуем ветку вишни крупно на весь лист. Хорошо промывайте кисть и осушайте ее о салфетку, прежде чем взять гуашь другого цвета и по окончании рисования.
- Цветы, листву рисуйте кончиком кисти, стараясь передать их форму.
В ходе рисования воспитатель осуществляет индивидуальный показ на своем листе и помогает тем детям, которым нужна помощь.
Воспитатель рассматривает работы детей.
- Ребята, посмотрите какие у вас получились очаровательные веточки вишни.
- Расскажите о своей (понравившейся) веточке вишни: как расположили веточку на листе, правильно ли передали строение, много ли цветов и листьев, что получилось и что не получилось. (Рассказывают 2-3 ребенка)
Воспитатель: Предлагаю повесить рисунки на доску. Посмотрите какая пышная крона цветущей вишни у нас получилась!
- Выберите, какая веточка вам больше всего понравился и почему? Мне понравился…
- Ребята, а какая веточка получилась самая пышная?
- Что вам было рисовать легко, а где вы испытывали затруднения? (Ответы детей)
- Молодцы!
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех детей - весеннее!
- Ребята, в следующий раз мы с вами попробуем нарисовать плоды вишни. Договорились? (Да)